2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Посредническая деятельность по усыновлению детей в рф

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 126.1 СК РФ

1. Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ, который внес существенные изменения в Семейный кодекс, направленные, как указывалось в ст. 1 этого Закона, на «повышение государственного контроля за усыновлением».

Прежде всего в статье предлагается понятие посреднической деятельности по усыновлению детей, которое имеет межотраслевое значение. Под посреднической понимается любая деятельность, осуществляемая в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами. Посредническая деятельность при усыновлении запрещена.

Исключение из этого правила составляют:

— подбор и передача детей на усыновление, осуществляемые органами опеки и попечительства, а также органами государственной власти;

— оказание помощи в усыновлении детей специально уполномоченными иностранными государствами органами или организациями по усыновлению детей;

— оказание услуг переводчиком;

— оказание юридических услуг по представительству в суде при рассмотрении дела по заявлению об усыновлении.

Таким образом, посреднической деятельностью является, например, поиск детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемый отдельными лицами или неуполномоченными организациями по просьбе лица, желающего усыновить ребенка. К таким же действиям относится и налаживание контактов с лицами, имеющими доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью получения и передачи этой информации лицам, желающим усыновить детей. На основании ст. 11 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, доступ к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, не свободен, он осуществляется лишь при условии документирования информации о гражданах, желающих усыновить детей, в порядке, установленном ст. 7 этого Закона (т.е. при условии постановки этих граждан в региональных или федеральном банках данных о детях на учет как кандидатов в усыновители).

Наиболее опасной посреднической деятельностью при усыновлении, вне всякого сомнения, является организация «заочного усыновления», распространенного в случаях незаконного усыновления российских детей иностранными гражданами. В таких ситуациях будущий усыновитель приезжает на территорию РФ непосредственно перед судебным рассмотрением заявления об усыновлении. Выбор ребенка он осуществляет на основании информации, предоставленной для него посредниками. Личного общения с ребенком, как правило, не происходит либо оно производится с нарушением установленного порядка. Но самым главным нарушением в таких случаях является несоблюдение правила о предварительном принятии мер по устройству ребенка в семьи граждан РФ. Организация такого усыновления сопровождается, как правило, взяточничеством, совершением служебных подлогов и другими противоправными действиями.

Все перечисленные примеры, однако, не исчерпывают число случаев посреднической деятельности при усыновлении, которая, как указывается в п. 1 комментируемой статьи, возможна в виде любых действий.

Следовательно, по общему правилу все действия по усыновлению ребенка должны совершаться самим усыновителем. На практике таких усыновителей принято называть «независимыми», поскольку они не пользуются чьими-либо услугами.

2. Посредническая деятельность по усыновлению наказуема. Статьей 5.37 КоАП предусмотрено, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. рублей. В соответствии со ст. 154 УК РФ незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются штрафом в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

3. Комментируемая статья определяет основные положения деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ. Указывая, что такая деятельность не относится к посреднической, СК РФ при этом устанавливает к ней определенные требования.

Первое требование. Деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей может осуществляться на территории РФ или в силу международного договора РФ, или на основе принципа взаимности.

Это означает, что Россия прежде всего предоставляет возможность вести такую деятельность на своей территории организациям, созданным в тех государствах, с которыми Российская Федерация заключила соответствующее соглашение. В настоящее время подобных соглашений нет.

При этом на территории РФ допускается деятельность органов и организаций, уполномоченных любыми государствами, однако до того момента, пока не появится необходимость запретить их деятельность в связи с нарушениями прав российских усыновителей или их посредников на территории соответствующего государства (установить реторсии). В этом и выражается принцип взаимности в вопросе о допущении посреднической деятельности иностранных органов и организаций по усыновлению на территории РФ.

Второе требование. Специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей не должны преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Это означает не только то, что их уставная правоспособность должна быть некоммерческой, но и то, что фактическая их деятельность на территории РФ не может быть направлена на извлечение прибыли и на ее распределение между участниками организации.

Третье требование. Допускается деятельность органов и организаций, которые уполномочены не только государством своего происхождения. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями разрешения на открытие представительства на территории РФ.

Деятельность органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ в силу прямого указания закона не считается посреднической.

Представительства иностранных организаций в установленном порядке:

а) представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в Министерство образования и науки РФ документы кандидатов в усыновители для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для усыновления;

б) получают на основании заявления кандидатов в усыновители производную информацию о ребенке;

в) оформляют приглашения и оказывают визовую поддержку кандидатам в усыновители;

г) организуют прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывают им необходимую помощь в оформлении усыновления;

д) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, получают решения суда об усыновлении, а также оказывают содействие усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы РФ;

е) осуществляют на территории РФ иную деятельность по представлению интересов кандидатов в усыновители, а также усыновителей, не запрещенную законодательством РФ.

Указанное Постановление Правительства РФ N 654 определяет также способы контроля за деятельностью представительств иностранных организаций, а также основания прекращения их деятельности на территории РФ.

Представительства иностранных организаций представляют в органы исполнительной власти субъектов Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок.

Не позднее чем через один месяц с даты постановки ребенка на учет в консульском учреждении РФ представительство иностранной организации представляет в орган исполнительной власти субъекта Федерации справку о постановке на учет в консульском учреждении РФ или копию паспорта ребенка с отметкой о его постановке на учет в консульском учреждении РФ.

Кроме того, представительства иностранных организаций обязаны представлять в Министерство образования и науки РФ:

а) ежегодно в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки РФ, отчет о своей деятельности по усыновлению;

б) информацию о гибели усыновленных детей, насилии над усыновленными детьми, жестоком обращении с ними, невозможности адаптации их в семье усыновителей, отмене усыновления и (или) переустройства детей в другую семью, а также любую другую информацию о действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленных детей и (или) нанесших ущерб их интересам. Указанная информация представляется в Министерство образования и науки РФ и орган исполнительной власти субъекта Федерации в течение пяти рабочих дней с момента случившегося;

Читать еще:  Можно ли усыновить ребенка без мужа

в) по запросу Министерства образования и науки РФ копии договоров, заключенных соответствующей иностранной организацией с компетентными органами государства местонахождения этой иностранной организации, осуществляющими подготовку заключений об условиях жизни кандидатов в усыновители и о возможности быть усыновителями и принимающими на себя обязательства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, по подготовке и предоставлению в эту иностранную организацию соответствующих отчетов и информации о детях, а также представляют иную информацию о деятельности по усыновлению детей.

4. Порядок получения иностранной организацией разрешения на открытие представительства на территории РФ таков. Иностранная организация должна уведомить Министерство юстиции РФ о создании своего представительства и представить в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением документов, подтверждающих ее правоспособность, право на осуществление деятельности по усыновлению детей, свидетельствующих о ее структуре, иных документов, в том числе копии лицензии (или другого документа), выданной (выданного) компетентным органом государства местонахождения иностранной государственной организации на срок не менее одного года и подтверждающей (подтверждающего) ее полномочия по осуществлению деятельности по усыновлению детей.

Министерство образования и науки РФ вправе дополнительно запрашивать подлинные экземпляры учредительных документов соответствующей иностранной организации, информацию о ее деятельности, законодательные акты в области защиты прав и интересов детей государства местонахождения указанной иностранной организации, а при необходимости и другие документы.

Решение о выдаче разрешения на открытие представительства или разрешения на осуществление деятельности либо об отказе в выдаче соответствующего разрешения принимается Министерством образования и науки РФ в течение трех месяцев с даты представления в Министерство документов, указанных в п. п. 4 и 5 настоящего Положения, при наличии заключений Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ и Министерства юстиции РФ.

Представительство иностранной государственной организации считается открытым и правомочно осуществлять деятельность по усыновлению детей со дня выдачи Министерством образования и науки РФ разрешения на открытие представительства.

На основании разрешения на открытие представительства иностранной государственной организации указанное представительство обращается в месячный срок в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ, которая в месячный срок вносит его в сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний и выдает соответствующее свидетельство.

Представительство иностранной некоммерческой организации правомочно осуществлять деятельность по усыновлению на территории РФ с даты выдачи Министерством образования и науки РФ разрешения на осуществление такой деятельности.

Статья 126.1 СК РФ. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 126.1 СК РФ

1. В качестве посреднической деятельности по усыновлению детей определяется любая деятельность всех лиц, кроме указанных в п. 2 комментируемой статьи, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей. Усыновление детей осуществляется строго определенными в законе органами.

Посредническая деятельность по усыновлению детей трактуется как любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка (п. 4 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации).

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к компетенции органов опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 121 СК РФ, ст. 34 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Деятельность других органов и учреждений, включая воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др., общественных организаций, благотворительных и иных фондов, а также граждан (физических лиц) по выявлению и подбору детей для передачи их на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, следует квалифицировать как противоправную.

Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и передаче детей на усыновление законом запрещена, тем не менее должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и др.) обязаны сообщать в орган опеки и попечительства по месту нахождения детей о факте утраты детьми родительского попечения. Руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

2. Деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности, не является посреднической.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ .

См.: Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» (в ред. от 8 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4801; 2007. N 32. Ст. 4154; 2008. N 50. Ст. 5958.

Органы и организации, осуществляющие деятельность по усыновлению, не могут преследовать коммерческие цели, т.е. извлечение прибыли. Предусмотрена обязанность иностранной организации приложить к заявлению для получения разрешения на открытие представительства на территории России перечень услуг с указанием их стоимости, оказываемых кандидатам в усыновители, в числе прочих документов (п. 4 Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654).

Для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции РФ о создании представительства и получить в Министерстве образования и науки РФ разрешение на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи заявления о получении разрешения на осуществление деятельности.

Иностранная государственная организация для получения разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации представляет в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением следующих документов: а) копии учредительных документов и документы, содержащие сведения об организационной структуре и сотрудниках иностранной государственной организации; б) копии лицензии (или другого документа), выданной компетентным органом государства местонахождения иностранной организации, подтверждающей полномочия иностранной организации по осуществлению деятельности по усыновлению детей; в) решение руководящего органа о создании своего представительства; г) положение о представительстве иностранной государственной организации; д) перечень услуг, предоставляемых иностранной государственной организацией кандидатам в усыновители, с указанием их стоимости; е) документ, подтверждающий обязательство иностранной государственной организации по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению соответствующих отчетов и информации в установленном порядке, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленных детей; ж) доверенность, выданную уполномоченному лицу иностранной государственной организации, на подачу документов о получении разрешения на открытие представительства и на получение указанного разрешения.

Читать еще:  Сколько платят за усыновленного ребенка

Представительство иностранной некоммерческой организации для получения разрешения на осуществление деятельности представляет в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением документов, предусмотренных подпунктами «а» — «е», а также следующие документы: а) рекомендательное письмо компетентного органа государства, выдавшего лицензию, иной документ или осуществляющего контроль за деятельностью иностранной некоммерческой организации, о возможности осуществления деятельности по усыновлению; б) сведения о руководителях представительства иностранной некоммерческой организации; в) доверенность, выданную руководителю представительства иностранной некоммерческой организации на подачу документов о получении разрешения на осуществление деятельности и на получение указанного разрешения, а также на оказание содействия кандидатам в усыновители в усыновлении и организацию деятельности указанного представительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; г) выписку из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, подтверждающую внесение представительства иностранной некоммерческой организации в указанный реестр, выданную Министерством юстиции РФ.

Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык. Перевод либо подпись переводчика удостоверяется в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве местонахождения соответствующей иностранной организации, а при необходимости и другие документы.

Решение о выдаче разрешения на открытие представительства или разрешение на осуществление деятельности, либо об отказе в выдаче соответствующего разрешения, либо о прекращении его действия принимается Министерством образования и науки РФ в течение трех месяцев с даты представления необходимых документов, при наличии заключений Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития о возможности осуществления представительством соответствующей иностранной организации деятельности по усыновлению. Закрытый перечень основания для отказа в выдаче разрешения, приостановления действия разрешения предусмотрены п. п. 8 и 9 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, а также пользоваться услугами переводчика. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 разъяснено, что наличие у заявителя представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо, желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд. Представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собирать и представлять необходимые доказательства при подготовке дела к судебному разбирательству, давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, ставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.д.

В п. 3 Постановления также обращается внимание судов при решении вопроса о допустимости участия в деле переводчика на необходимость выяснения места его работы, жительства, обстоятельств знакомства с заявителями, а также не является ли он бывшим либо действующим работником органа опеки и попечительства или учреждений, в которых воспитываются дети, подлежащие усыновлению. Установление данных обстоятельств необходимо для того, чтобы не допустить фактов незаконной посреднической деятельности лиц в процедуре усыновления детей. В случае установления указанных фактов, а также при наличии достаточных оснований для отвода суд может по своей инициативе решить вопрос об отводе переводчика (ст. ст. 16, 18, 19 ГПК РФ).

4. В комментируемой норме закреплено положение об ответственности за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей. Как ни странно, действующее законодательство юридической ответственности за осуществление посреднической деятельности не устанавливает. Административная и уголовная ответственность установлена за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 5.37 КоАП РФ) и за незаконное усыновление (ст. 154 УК РФ). В ст. 5.37 КоАП РФ состав административного правонарушения за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью сформулирован следующим образом: незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.

Статья 154 УК РФ формулирует состав уголовного преступления за незаконное усыновление: незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются штрафом в размере до 40000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

69. Посредничество в усыновлении

69. Посредничество в усыновлении

Усыновление в РФ – это нередко хорошо развивающийся бизнес. Существует немало полулегальных и даже легальных фирм и своего рода «частных предпринимателей», оказывающих посреднические услуги по продаже детей за границу или в богатые отечественные семьи. Ребенок-сирота для этих фирм – такой же товар, который к тому же всегда востребован и имеет высокую стоимость. Эти фирмы или частные лица имеют свои банки данных и свою клиентуру. СК РФ гласит, что посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. Это не мешает посредническим фирмам маскироваться под консалтинговые агентства. В то же время существуют официальные органы, которым деятельность по подбору и передаче детей в приемные семьи вменяется в обязанность.

По закону не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности.

Данные органы и организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Для борьбы с торговлей детьми деятельность данных органов находится под строгим контролем. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ.

Для предотвращения обмана со стороны иностранных усыновителей введено правило обязательного личного присутствия усыновителя, которому разрешено иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика. Представитель и переводчик не являются посредниками. Ребенок не покупается и не продается. За осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается уголовная ответственность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

Статья 270. Содержание заявления об усыновлении

Статья 270. Содержание заявления об усыновлении В заявлении об усыновлении должны быть указаны:фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения,

Статья 273. Рассмотрение заявления об усыновлении

Статья 273. Рассмотрение заявления об усыновлении Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста

СТАТЬЯ 270. Содержание заявления об усыновлении

СТАТЬЯ 270. Содержание заявления об усыновлении В заявлении об усыновлении должны быть указаны:фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения,

СТАТЬЯ 273. Рассмотрение заявления об усыновлении

СТАТЬЯ 273. Рассмотрение заявления об усыновлении Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста

1. Дела об усыновлении (удочерении) детей

1. Дела об усыновлении (удочерении) детей 1.1. Общие положения Усыновление (удочерение) (далее — усыновление) является одним из старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства

Читать еще:  Права усыновленных детей

1.2. Подсудность дел об усыновлении

1.2. Подсудность дел об усыновлении Статья 269 ГПК устанавливает родовую и территориальную подсудность дел об усыновлении детей. Родовая подсудность определена с учетом гражданства и места жительства заявителей, а территориальная подсудность, будучи исключительной по

1.5. Судебное разбирательство дел об усыновлении

1.5. Судебное разбирательство дел об усыновлении Дела об усыновлении рассматриваются и разрешаются единолично судьей (ст.14 ГПК) в закрытом судебном заседании, включая объявление решения, с обязательным личным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа

49. ПЕРЕГОВОРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ, ДОБРЫЕ УСЛУГИ И ПОСРЕДНИЧЕСТВО

49. ПЕРЕГОВОРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ, ДОБРЫЕ УСЛУГИ И ПОСРЕДНИЧЕСТВО Переговоры – наиболее удобное, доступное, простое и распространенное средство мирного разрешения разногласий, играющее значительную роль среди других средств мирного разрешения споров.Переговоры

Посредничество

61. Коммерческое посредничество и представительство

61. Коммерческое посредничество и представительство Отношения по коммерческому посредничеству и представительству регулирует ГК РФ. Коммерческим представителем является лицо, занимающееся индивидуальным предпринимательством, либо коммерческая организация;

Посредничество (медиация)

Модельная программа курса «Посредничество (медиация)»

Модельная программа курса «Посредничество (медиация)» Е.И. НОСЫРЕВА, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Воронежского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, председатель Третейского суда при Воронежской

Методические и теоретические основы преподавания курса «Посредничество (медиация)»

Методические и теоретические основы преподавания курса «Посредничество (медиация)» Е. И. Носырева, профессор Воронежского государственного университета, доктор юридических наук Посредничество (медиация) как отдельный учебный курс Введение курса «Посредничество

Посредничество (медиация) как отдельный учебный курс

Посредничество (медиация) как отдельный учебный курс Введение курса «Посредничество (медиация)» в учебные программы юридических вузов и факультетов связано с необходимостью подготовки юристов для сферы альтернативного разрешения споров. Данное словосочетание и его

Раздел 9 Коммерческое представительство и посредничество

Раздел 9 Коммерческое представительство и посредничество 1. Коммерческое и трудовое представительство Репутация предпринимателя на рынке зависит от того, как его представляют. Репутация требует регулярной поддержки, и для этого представительство должно вестись

2. Коммерческое посредничество

2. Коммерческое посредничество Посреднические услуги имеют стабильный спрос в условиях усложнения предпринимательских отношений. Привлечение посредников особенно актуально на том этапе, когда предприниматель испытывает недостаток капитала, отсутствие

Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей в РФ

В сегодняшних реалиях, когда законодательство имеет тысячи подзаконных актов, регулирующих те или иные сферы в жизни человека, сложно самостоятельно решить важные вопросы. К таким можно смело отнести усыновление ребенка. Родители, которые не желают разбираться в процессе самостоятельно или попросту боятся этого, прибегают к помощи третьих лиц. Они именуются посредниками. Однако тут встает вопрос: допускается ли посредническая деятельность по усыновлению детей в РФ?

Понятие усыновления

Под данной процедурой следует понимать процесс определения малолетнего в семью с целью его воспитания, обретения семейных прав и обязанностей, а также материального содержания. Супруги, которые подали исковое заявление в суд и получили положительное решение обязаны защищать права и отстаивать интересы новоиспеченного отпрыска. Кроме того, задачей взрослых становится вовлечение несовершеннолетнего во все процессы, протекающие в обществе. Мама и папа должны обеспечить маленького члена семейства образованием и проводить лечение в тех случаях, когда это необходимо.

Допускается ли деятельность посредников?

В Российской Федерации посредническая деятельность, направленная на поиск для несовершеннолетних новой семьи, не допускается. Ст. 126.1 СК России четко дан ответ на этот вопрос. Таким образом, третьи лица не имеют законного права передавать малолетних на воспитание гражданам.

Важно! К посредническим действиям не относится работа, проводимая ОИГВ, опекунскими структурами, НКО, благотворительными фондами, зарубежными организациями.

Зарубежные структуры в пределах границ РФ действуют согласно положениям международных соглашений на принципах взаимности. Процессы регистрации и выдачи разрешения на работу урегулированы ПП РФ №654 от 04.11.06. Процедура требует личного участия от потенциального родителя:

  • получение справок,
  • прохождение медкомиссии;
  • специальное обучение;
  • обследование условий проживания семьи.

Посредничество

Как уже было отмечено, никакая посредническая деятельность в рассматриваемом вопросе не допускается. К таковой в первую очередь стоит отнести:

  • передачу персональных данных малыша;
  • фотофиксацию малолетних;
  • видеосъемку сирот;
  • проведение медэкспертизы.

Несмотря на запрет поиска малолетних граждан, оставшихся без попечения родителей, и их передачу в приемные семьи, установленный для физических лиц и юрлиц, некоторые организации все же обязаны принимать участие в процессе. Это относится к учреждениям временного пребывания несовершеннолетних (лагеря, образовательные организации, медицинские учреждения). Они обязаны сообщить в ОиП о наличии малолетнего, находящегося у них, который остался без попечения матери и отца. Срок для предоставления сведений равняется 7 суткам с даты получения соответствующей информации.

Важно! Структуры, извлекающие за свои услуги прибыль, не могут признаваться легальными. Дело в том, что по закону, осуществление правомерных действий по обустройству малолетних в семьи не может основываться на коммерческой основе.

Аккредитация

Положение об указанных ранее образованиях предусматривает жесткий контроль и аккредитацию на реализацию мероприятий. Последняя актуальна для иностранных структур, которые работают по усыновлению более 5 лет. Порядок выдачи разрешений предполагает подачу заявки от иностранного учреждения, изъявившего желание открыть представительство в России. Адресатом является Минобр РФ. Помимо заявки, требуется приложить следующую документацию:

  • учредительные бумаги;
  • сведения о статусе, не связанном с коммерческой деятельностью;
  • данные о структуре;
  • информацию о штате специалистов;
  • лицензию;
  • рекомендацию от органа, находящегося в стране получения лицензии, свидетельствующее о возможности реализации мероприятий в России;
  • список предоставляемых структурой услуг;
  • обязательство, связанное с контролем за условиями проживания несовершеннолетних и их развитием;
  • данные руководителя подразделения (реквизиты паспорта, данные об образовании, предыдущих местах работы, адрес и контактный телефон).

Обозначенные документы легализуются в порядке, предусмотренном НПА, переводятся на официальный язык, и удостоверяются в нотариальной конторе. Решение о предоставлении права на работу или отказе рассматривается Минобром в течение 90 дней с даты передачи документации.

Разрешение выдается на 12 месяцев. При этом профильное министерство обязательно согласует свои действия с другими уполномоченными структурами:

После принятия положительного решения представительство получает свидетельство. Причинами, по которым уполномоченный орган отказывает заявителям или лишает их статуса являются такие обстоятельства:

  • несоответствие бумаг требованиям, предъявляемым отечественным законодательством;
  • предоставление заведомо ложной информации;
  • наличие негативных отзывов;
  • заключения, сделанные по итогам проверки иными уполномоченными органами, взаимодействующими с Минобром РФ, свидетельствующие о невозможности аккредитации;
  • отсутствие взаимного признания процедуры между странами;
  • неблагоприятная обстановка в иностранном государстве, к которому относится представительство;
  • нарушения, выявленные в процессе анализа деятельности структуры;
  • нарушение взятых на себя обязательств;
  • ликвидация организации.

Важно! Зарубежные посредники, легализованные в Российской Федерации, обязаны ежегодно отчитываться перед Минобром России о своей деятельности.

Представитель

Обязательное участие приемных родителей, подавших заявление, не лишает их возможности принять помощь представителя. Права и обязанности последнего устанавливаются гражданским законодательством и ГПК РФ. Таким образом, Семейный кодекс разрешает совершение действий от третьих лиц при усыновлении отпрыска семьей.

Полномочия доверенных лиц должны подтверждаться в суде документом, выданным в нотариальной конторе и оформленным согласно действующим правовым актам. Такие действия не должны быть связаны с обязанностями приемных родителей. Подачу искового заявления в суд, персональное присутствие в зале судебного заседания обязательно должны лечь на плечи усыновителей.

Представители по делам, связанным с передачей малолетнего на воспитание в новую семью, могут обойтись без личного присутствия доверителя при осуществлении мероприятий, имеющих характер досудебных разбирательств. Например, сбор информации и необходимых доказательств, которые потребуются при рассмотрении дела. Помимо этого, возможна дача разъяснений судье по существу иска, и подача ходатайства о помощи в истребовании письменных (вещественных) доказательств.

Заинтересованные в усыновлении ребенка лица вправе пользоваться услугами профессионального переводчика. Его можно привлекать при возникновении необходимости.

Предусмотрена ли ответственность за незаконные действия по усыновлению детей?

Незаконное усыновление через посредника сурово карается действующим законодательством. Для граждан оказание подобных услуг предполагает наложение штрафа от десяти до двадцати пяти МРОТ, а должностные лица, в свою очередь, рискуют остаться без суммы в 40-50 минимальных зарплат. Неоднократное совершение правонарушения влечет за собой уголовное преследование. Если действия были совершены с корыстными целями, то они влекут наложение штрафа до 40000 или в размере зарплаты (иного источника заработка) осужденного за период до 90 дней. Наиболее же строгими мерами считаются исправительные работы до года и арест на полгода.

Заключение

Таким образом, посредническая деятельность недопустима при проведении процедуры усыновления. Если граждане или организации подыскивают приемным семьям детей, то им грозит штраф, арест, исправительные работы. Однако иностранные структуры, получившие аккредитацию на территории РФ, могут работать по вопросу устройства несовершеннолетних. Их действия не могут носить коммерческий характер, а заявление на выдачу разрешения тщательно проверяется уполномоченными ведомствами. Тем не менее граждане могут привлекать для досудебных процедур представителей, действующих по доверенности или переводчика.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector