1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое слово говорят мусульмане при разводе

Часто задаваемые вопросы о талаке (разводе). С ответами ДУМК

Отдел фатв Духовного управления мусульман Кыргызстана пояснил, что такое «талак» (развод), и ответил на самые часто задаваемые вопросы по теме.

«Не каждый семейный союз выдерживает испытания и трудности совместной жизни. Не всегда между супругами бывают любовь и взаимопонимание, и зачастую совместная жизнь становится невыносимой. Тогда не остается другого выхода, кроме развода. В таких случаях исламское семейное законодательство предусмотрело расторжение брака: мужчина дает развод своей жене, который в терминологии исламского семейного права называется «талак» (развод)», — поясняет отдел фатв ДУМК.

Мнение теологов о разводе и алиментах в исламе читайте здесь. А о том, разрешается ли совершать никах по телефону в исламе, здесь.

В следующем материале Kaktus.media расскажет про права женщин при разводе согласно шариату.

Что такое талак

В шариате талак — это право мужа на расторжение брачных уз (никаха/нике) немедленно (т. е. посредством талак аль-баин) или в будущем (т. е. посредством талак ар-раджи) путем произнесения определенных слов. Другими словами, произнесение слова «талак» в адрес своей жены означает, что муж прекращает действительность брака между ним и своей супругой. Мужчина выступает в роли дающего талак (развод), а женщина — в роли получившей талак.

Отметим, право на развод согласно шариату имеет и женщина. (- Прим. Kaktus.media).

Формулы (фразы) талака

Муж говорит своей жене слова развода, к примеру, «Я дал тебе талак». Или «Я дал тебе развод». Или «Я развожусь с тобой». Или: «Ты разведена». После произнесения подобных слов между супругами с точки зрения исламского права брак нарушается, и талак считается действительным. Иными словами, в исламском каноническом праве это считается как один развод.

Когда дается талак

Талак дается только в крайнем случае — тогда, когда совместная жизнь становится непосильной. Такое бывает по разным причинам. В подобной ситуации муж и жена должны все очень хорошо обдумать. Если все-таки они посчитают, что развод более целесообразен для обоих, то муж может прекратить действительность брака.

Однако произносить это слово «талак» при каждой ссоре или в гневе неправильно и греховно.

Сколько раз достаточно произнести слово «талак» для расторжения брачных уз

Чтобы прекратить действительность нике, достаточно дать один талак, то есть произнести формулу талака всего один раз и оставить жену, пока не пройдет три менструации. Как только закончится третья менструация, супруги становятся чужими друг для друга. После они больше не муж и жена. Теперь женщина может выйти замуж за другого мужчину.

Последствия талака

Есть два вида талака: раджи и баин.

Талак раджи — это такой талак, после которого можно вернуть жену без совершения повторного акта нике в течение периода идды. А если время идды выйдет, то можно возобновить брак путем совершения нике. В терминологии исламского семейного права это называется «руджу».

Идда — это период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину. Период идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Срок идда составляет 4 месяца и 10 дней, а в случае беременности — до родов. Женщину, которая находится в периоде идды, называют ихдад. В течение идды бывший муж обязан обеспечивать ее всем необходимым.

Талак баин (безотзывный развод) — это такой талак, после которого вернуть жену без совершения нового акта никаха невозможно.

Это все — в том случае, если муж дал жене один или два развода. А если муж выдал троекратный талак (то есть дал три развода), то теперь муж и жена не смогут воссоединиться. Такой талак называется «талак муголляза». Это развод, исключающий возможность возобновления брака.

Нужно ли произносить формулу талака три раза для расторжения никаха?Многие говорят, что нужно обязательно говорить «талак» три раза, иначе развод не засчитывается?

На самом деле это не так. Люди считают, что, пока не скажут формулу талака три раза, талак вообще не засчитывается. Это понимание неверно и ошибочно, оно ставит супружескую пару в положение, когда они не могут больше воссоединиться. Это явное заблуждение. Для того чтобы прекратить действительность брака, достаточно сказать формулу талака один раз.

Люди считают, что если намерения не было, то никакого талака не было. Правильно ли такое суждение?

Нет, это тоже явное заблуждение. Именно для этого слова (т. е. слова «талак») намерение необязательно. Если мужчина скажет своей жене слово «талак» даже в шутку, то талак будет действителен и развод вступит в силу. Однако это в том случае, если использованные слова относятся к словам явного развода (талак сарих) и были сказаны в адрес жены.

Будет ли действителен талак, данный в шутку?

Бытует мнение, что, если развод дан с серьезными намерениями, тогда он будет действителен, а иначе — нет. Например, мужчина сказал формулу развода, чтобы припугнуть жену, или сказал слова развода в шутку и т. д. Такое мнение неправильно и ошибочно. Одно лишь произнесение слов талака в адрес своей жены в здравом рассудке (с намерением развода или без него) прекратит действительность брака.

Многие считают, что развод — это грех и ни в коем случае нельзя произносить эти слова. Так ли это?

Это тоже не так. Развод — это нежелательное действие, однако при наличии уважительной причины развод (талак) не является грехом, а в некоторых случаях он может оказаться единственным выходом из трудного положения. Конечно, без причины дать талак — это причинить вред своей семье и жене. Положительные и отрицательные стороны развода нужно понимать правильно. Для принятия правильного решения лучше всего обращаться к знающим людям (алимам).

Засчитывается ли талак, данный в состоянии алкогольного опьянения?

Люди думают, что если произнести слова талака в состоянии алкогольного опьянения, то талак не действителен. Это так? Это представление тоже ошибочно. Талак, данный в состоянии алкогольного опьянения, считается действительным.

Действителен ли талак данный беременной жене?

Талак, данный беременной жене, тоже будет действительным. Беременность не препятствие для действительности талака.

Отметим, что в этом случае, мужчина обязан обеспечивать финансово бывшую жену до и после родов.

Действителен ли развод, данный в гневе?

В народе, существует мнение, что талак, данный в гневе, не действителен. Однако это не так. Талак, данный в состоянии гнева, действителен.

Многие считают, что если жена не слышала слова талака, то талак будет не действителен. Так ли это?

Это тоже неправильно. Талак считается действительным, даже если жена не слышала слова развода (т. е. слово «талак»).

В наше время распространилось мнение, что если три раза произнести слово «талак», то засчитывается только один талак, а не три. Правильно ли такое суждение?

Троекратный развод в соответствии со всеми четырьмя мазхабами, в том числе и ханафитским, с произнесением формулы троекратного развода (т. е. три талака) засчитается как три развода, а не как один. После этого их брак (никах) по Шариату будет считаться окончательно расторгнутым. Жена становится запретной для него. Если они снова совершат акт никаха, он все равно будет недействительным. В подтверждение этого мнения существует очень большая доказательная база из Корана и Сунны. Здесь мы не приводим доказательства и доводы, но если кто-либо хочет ознакомиться с ними, он может обратиться в отдел фетв ДУМК. Единовременный троекратный развод (талак) в одном месте в одно время по Шариату считается грехом, но он все равно будет действителен.

Действителен ли развод в устной форме? Или нужно обязательно давать развод в письменной форме?

Расторжение брака может быть как и в устной (словесной) форме, так и в письменной.

Не говори трижды… чтобы потом не плакать. Развод в исламе

65 671 просмотров

«Пошла вон, слышишь?! Не желаю тебя видеть! Убирайся из моей жизни! Ты разведена, слышишь?! Я трижды дал тебе развод! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся!» Такие пламенные речи часто можно услышать при разрушении мусульманских семей. Выходят наверное и более страшные выражения, но тут не место для их озвучивания. Однако, говоря подобные фразы, мужчина порой и не подозревает какие серьезные слова вышли из его уст и как сильно он может пожалеть о том, что сделал.

Среди многих дагестанских мусульман, да и российских тоже, бытует мнение, что для того, чтобы развестись со своей женой, нужно трижды сказать ей: «Я с тобой развелся!» или «Я дал тебе развод!» На самом деле это большая ошибка, приводящая к большим проблемам и большим мужским слезам. Потому что после таких слов, чтобы вернуться к своему мужу, женщине нужно выйти замуж за другого человека, вступить с ним в связь, развестись, переждать срок идды, и только потом она может вновь выйти замуж за прежнего супруга. Из-за этого и кусают локти мужчины с длинными языками, которые они не могут держать за зубами. Причиной же всех этих проблем и переживаний является простое невежество. А ведь есть способ развода, после которого женщина вовсе не обязана выходить за кого-то замуж, чтобы, вдруг помирившись, вернуться к своему мужу. К тому же единовременный троекратный развод запрещён шариатом.

Читать еще:  Кредиты в браке при разводе

Многие мужчины в наши дни не знают простых шариатских норм, связанных с семейной жизнью. Не знают, что они обязаны делать по шариату и что могут требовать от жен. Думают, что жена имеет намного больше обязанностей, чем муж. Приходя в исламский магазин, они почему-то ищут книгу под названием «Как стать праведной женой», а не «Как стать праведным мужем». Также супруги мало что знают о процессе развода, кроме того, что надо что-то три раза сказать или что-то там еще. Кто в этом виноват?

Виноваты и сами супруги, потому что не ознакомились со своей религией, как следует, перед тем как завести семью. Виноваты многие имамы мечетей (не все), которые почти не проводят в них уроков и не объясняют людям правил шариата. Виноват (а) и ты, потому что не объяснил (а) своим друзьям и знакомым, то, чего они не знают из религии Аллаха. Но это решаемо. Надо лишь немного времени посвятить изучению шариата, и все станет на свои места.

В этой статье, с позволения Аллаха, мы коротко расскажем о том, что такое развод, какое положение он имеет в Исламе, и о том, что совсем не обязательно трижды повторять слова, чтобы развестись с женой.

Положение развода в Исламе

Всевышний Аллах говорит: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (Сура «Аль-Бакара», 229-230).

Основой в браке, согласно шариату, является постоянство. Мусульманин не берет в жены девушку, чтобы прожить с ней месяц или год. Брак для мусульманина – это крепость, которую он строит вместе со своей женой, которая будет охранять их обоих от страстей этого мира. Посредством брака мусульмане продолжают и увеличивают исламскую умму, строят здоровое общество, укрепляют межнациональные и межродовые связи.

Но бывают моменты, когда супруги не могут продолжать совместную жизнь. Может быть, они не сошлись характерами, или страшная ссора оставила раны на их сердцах, и теперь они не хотят быть вместе. Более того, они не могут больше этого терпеть. Такие ситуации нередки. Из них должен быть выход, и он есть. Это развод.

Развод в Исламе является дозволенным, но нежелательным действием, так как он считается самым нелюбимым для Аллаха дозволенным действием. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым нелюбимым (вызывающим гнев) дозволенным действием для Аллаха является развод (таляк)». Хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Аль-Хаким. Однако, как мы уже сказали, это действие дозволено, и далее мы узнаем, как правильно совершить развод.

Как развестись?

Развод в Исламе осуществляет мужчина. Каждый мужчина, женившись, имеет три попытки для того, чтобы дать таляк (развод). Чтобы развестись со своей женой, нужно сказать ей ОДИН раз: «Я даю тебе развод!» Этим вы разведетесь со своей женой, но она еще не станет для вас чужой женщиной, и у вас еще будет возможность вернуть ее!

В Исламе установлен довольно мудрый метод развода. Слова развода, как «я с тобой развожусь» нужно сказать жене в период отсутствия хайда (менструаций), при котором у супругов не было полового акта. Если поразмыслить, можно понять величайшую мудрость, сокрытую в такой форме развода. Большинство разводов приходятся на то время, когда между супругами разгорается ссора и в порыве гнева муж бросается ненужными словами. Если бы он подождал до того времени, когда лучше давать развод, то в большинстве случаев он вряд ли развелся бы со своей женой, потому что его гнев может прекратиться и он может с ней помириться.

Если же муж все-таки твердо решил развестись и, дождавшись периода отсутствия у жены хайда, в котором у них не было полового акта, дал ей один таляк, она полностью не освободится от уз брака. С этого момента у женщины начинается срок идды. Это три периода менструального очищения для женщин с менструальным циклом и три месяца для тех женщин, у которых он прекратился. Во время периода идды у мужчины есть право вернуть жену. Такое действие в шариате называется «рудж’а». Он говорит своей разведенной жене: «Я тебя возвращаю», — и она вновь становится его полноценной супругой. Однако, у мужчины теперь останется только две попытки развода, так как одну попытку он уже использовал. Вдумайтесь в мудрость такого метода. Если обида и гнев мужчины не прошли в течение того времени, пока он ждал момент отсутствия хайда, то после первого таляка ему предоставляется время в размере трех месяцев, чтобы обдумать и взвесить свое решение. Это приличный срок, и его достаточно, чтобы забыть все, что случилось между супругами и вернуться к нормальной жизни.

Если в течение срока идды муж не вернет свою супругу, то их брак прекращается. Она становится свободной женщиной и может выйти замуж за другого мужчину. Но запомните хорошенько: мужчина вновь может жениться на ней после того как этот срок закончится, лишь заключив новый брачный договор. Также следует помнить, что, даже если он и женится на ней вновь, попыток развода у него все равно будет только две, потому что он уже использовал одну попытку.

Между ними может произойти новая ссора, и он вновь может дать ей один развод и у нее вновь начнется период идды, и он вновь может вернуть ее, но у него теперь останется только одна попытка развода, после которой женщина должна будет выйти замуж за другого, чтобы вновь вернуться к прежнему мужу.

Всевышний Аллах дает мусульманам три попытки развода, при которых мужчина дважды может вернуть свою жену и жить с ней прежней жизнью. Этот срок предоставлен для того, чтобы подумать, собраться мыслями, взвесить все «за» и «против» и принять верное решение. Но если человек будет без конца разводиться со своей женой, то он подвергнется большому испытанию со стороны шариата – его жена должна будет выйти за другого мужчину, а потом развестись, чтобы вернуться к нему. Этого не хочет ни один нормальный человек. Глупо закрывать для себя все пути возвращения жены и давать сразу три развода!

Всевышний Аллах, ограничив развод тремя попытками, тем самым вложил в слова мужчины, касающиеся развода, больше ответственности, чтобы он не мог играть чувствами женщины и издеваться над ней. Однако по причине невежества, не обращая внимания на нормы шариата, многие мужчины сами создают себе лишние проблемы.

Заключение

Не нужно разводиться со своими женами по пустякам или на поводу эмоций. В первую очередь, старайтесь найти пути разрешения семейных проблем. Ищите причины в самих себе и пытайтесь их устранить. Но если вы не можете больше жить в браке и решили развестись, давайте один таляк, и не давайте сразу три, чтобы потом не пришлось жалеть об этом. К тому же троекратный развод одним разом не соответствует Сунне и запрещён шариатом.

Передается от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказали о человеке, который дал своей жене сразу три развода. Он встал, разозлившись, и сказал: «Неужели можно играть Книгой Аллаха, когда я ещё нахожусь среди вас?!» (Ан-Насаи, 3348).

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram — группе

Правила развода по Шариату

В исламе большое внимание уделяется тому, как организована личная жизнь человека. В Заключительном откровении Всевышнего особо оговаривается вопрос взаимоотношения полов.

Читать еще:  Как развестись с ипотекой и двумя детьми

В суре «Ар-Рум», к примеру, отмечается:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21)

Брак, согласно этому аяту, определяется как особый тип союза мужчины с женщиной, в рамках которого они оба находят успокоение, любовь и уважение. Однако, к глубокому сожалению, не всегда брачный союз оказывается устойчивым к испытаниям, которые выражаются в различных жизненных ситуациях.

Разрыв супружеских отношений в исламе допускается, однако это действие считается одним из самых нежелательных, хотя и подпадают под категорию «халяль» – дозволенных. В качестве подтверждения приведём слова Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.): «Создатель не любит превыше всего развод из того, что Он разрешил людям» (хадис приводят Ибн Маджа, Абу Дауд, аль-Хаким).

Сама процедура развода у мусульман регламентируется нормами Шариата, которые были выведены из Священного Корана и Благородной сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.). Этот процесс отличается гибкостью, что позволяет мужчине и женщине хорошо подумать о расставании и при желании всё переиграть, восстановив брачные отношения.

Процесс развода

Формальным началом процесса расторжения брака являются слова мужа – «талак», «ты разведена», «я развожусь с тобой». При этом перед окончательным разрывом отношений между супругами имеются несколько стадий, которые характеризуют в определённой мере нежелательность разрыва семейных уз: первый развод незавершённого типа, второй развод незавершённого типа и третий развод, завершающий окончательно брачные отношения пары.

Инициатива разрыва брака, принадлежащая мужчине, не подразумевает возможность её использования в произвольном порядке. Есть перечень правил, несоблюдение которых даёт основание супруге оспорить решение мужа:

1. Развод выступает в качестве следствия аморального поведения жены по отношению к мужу, его родителям и родственникам, сексуальная близость с иными мужчинами. Таково мнение большинства учёных. Однако произнесённые мужем слова развода без особой причины также влекут разрыв брачных отношений. Муж при этом становится грешником. На нём лежит обязанность выплатить до конца свадебный подарок (махр), если до развода этого не произошло, отдать уже бывшей жене всё её имущество, а также предоставлять ей помощь на протяжении последующих трёх месяцев.

2. Мужчина может расторгнуть семейный союз только в так называемый период «тухр» – чистый временной отрезок у жены, но при этом у супругов не должна иметь место половая близость. Богословы всех мазхабов едины во мнении, что муж не вправе разрывать отношения со своей супругой в период после родов и в те дни, когда у неё наступает хайда (т.е. менструация). Кроме того, нельзя разводиться, когда у женщины прошли месячные, но интимная связь между супругами уже состоялась. Такие ограничения проистекают из изречения Пророка Мухаммада (с.г.в), которое зафиксировано в сборнике хадисов имама Бухари:

Как-то Милость миров (с.г.в.) узнал, что сын Умара (р.а.) развёлся с супругой, когда у неё была хайда. После этого Пророк (с.г.в.) повелел ему аннулировать свои первоначальные слова и возвратить жену. Он дал разрешение на возможность развестись только после окончания периода менструации, а вслед за ним ещё одного. Причём в данный чистый период супруг, желающий разойтись с женой, не должен вступать с ней в половую связь. Такой продолжительный временной отрезок был дан, очевидно, с тем, чтобы мужчина мог обстоятельно обдумать последствия своего желания развестись. Вполне возможно, что оно было инициировано какими-то скоропалительными выводами либо банальной вспыльчивостью.

Однако в ситуации, когда глава семьи всё-таки не передумал и оставил в силе произнесённые слова, то развод всё равно признаётся состоявшимся. Тем самым происходит первый развод незавершённого типа. Далее мужчина и женщина продолжают жить вместе как семья, если в течение трёх месяцев оба поймут важность и необходимость совместной жизни и воссоединятся. Но теперь у мужа остаётся две возможности снова инициировать развод – промежуточная вторая и окончательная третья. Практически все мусульманские учёные придерживаются позиции, что последующие слова развода должны произноситься не в один момент, а каждый в свой отдельный «чистый период».

Некоторые нюансы талака

  • Если мужчина всё-таки инициирует распад семьи посредством трёх разводов одновременно, то часть богословов считает действительными все три этих талака. Такого мнения придерживаются представители всех четырёх суннитских богословско-правовых школ (мазхабов). По мнению ряда шиитских алимов, подобный развод нельзя считать правильным и действующим. Третья точка зрения сводится к тому, что единовременно произнесённый тройной талак воспринимаются в качестве одного.
  • Если после 1-го или 2-го развода пара решит воссоединиться спустя три месяца, то им придётся заново проводить церемонию бракосочетания (никах), а мужчине выплатить супруге махр.
  • Если дело дошло до всех трёх стадий, то муж и жена могут сочетаться повторным браком лишь после того, как женщина выйдет замуж за другого и разведётся с ним. Эта норма основана на кораническом аяте из суры «Бакара»:

«Если он развёлся с ней в 3-й раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Всевышнего. Он разъясняет их для людей знающих» (2:230)

Примечательно, что обеспечение супруги всеми необходимыми удобствами (пища, жильё, одежда) в процессе расторжения никаха возлагается на мужа. Кроме того, в этот период, как мы уже отмечали, запрещена половая близость между ними. Ребёнок, родившийся от бывшего супруга, считается его ребёнком. Однако до пяти-семи лет право на его воспитание принадлежит матери.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаляму алейкум! Понимаю, что нельзя верить всему подряд в интернете, но недавно вычитала, что нет никаха у тех, кто оставил намаз. При этом муж дал тройной талак единовременный. Помимо этого всего, за несколько месяцев совместной жизни он всего 2 дня намаз читал, при этом считает себя мусульманином, но я прочитала, что оставивший молитву кяфир, либо тот кто без причины 3 раза подряд пропускает пятничную молитву тоже выходит из религии. 1) Считается ли никях, если муж не читает намаз, зная при этом что это важный столп Ислама и не отрицает этого, просто лень и т.д. Или же никях нужно нам обновить? 2) Действителен ли таляк если у нас возможно даже и никяха то нет? то есть нет никяха у неверующих, а оставивший молитву — впал в неверие (согласно хадису, что различие раба и кяфира это молитва и согласно мнениям ученых Сауди) 3)Правда ли что пропустивший 3 раза пятничный намаз по причине лени и нежелания ехать в мечеть становится неверующим? Поддскажите пожалуйста каково наше положение? можно с доводами, пожалуйста

Муж три раза подряд сказал Ты для меня хорам,но у меня был первый день месячных и я вторая жена.Считается ли разводом?Мы чеченцы.

Ассалому алайкум!Мы с мужем поссорились очень сильно и он мне сказал;Если дети пойдут к твоим родителям то я с тобой развожусь ты разведена талак тебе. Теперь что мне делать я не знаю, если отведу детей к моим родителям то эти слова действует.

Ассаламу Алейкум, скажите пожалуйста, можно ли дать второй Талак через месяц после третьего в «чистый период» , если мы с мужем живем в разных квартирах и близости нет. И считаются ли слова мы с тобой разводимся талаком ?

Развод – самое ненавистное из дозволенного

Что должно соблюдаться при разводе и после него.

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.

Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Читать еще:  Как развестись с мужем с чего начать

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.

Условия произнесения развода

Поскольку развод – это разрыв отношений с женой, то для этого существуют условия, которые необходимо соблюдать при разводе, т. е. при произнесении слова «талак», и после развода, а именно:

Первое. Не дозволяется давать жене развод в период её менструального цикла. Если муж разведётся с женой, сказав бракоразводные слова в тот период, когда у неё менструация, то он совершает запретное.

Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Второе. Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструации, то запрещено давать ей развод. Муж должен подождать до завершения нового цикла менструации, как бы долго он ни длился. После завершения этого цикла он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Третье. Нежелательно заявлять о разводе сразу более одного раза. Следует ограничиться однократным разводом, поскольку это позволяет мужу как достичь желаемого, так и вернуть жену обратно, если он изменит своё решение в течение установленного срока (идды). Если же он сразу даст жене троекратный развод, то он не сможет соединиться с ней, пока она не выйдет замуж за другого и не произойдёт близость с ним, и только после развода с ним или его смерти она может снова выйти замуж за своего первого мужа.

Желательно, чтобы продолжительность времени между каждым случаем произнесения слов развода соответствовала месячному циклу жены, т. е. после каждого раза, как у неё завершатся месячные выделения, произнесение одного развода.

Нежелательно говорить: «Ты разведена два раза» или «ты разведена три раза», или: «ты разведена, ты разведена, ты разведена».

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «О Пророк! Когда вы (т. е. мусульмане) хотите развестись с жёнами, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счёт этому сроку (для случая возврата их обратно) и бойтесь Аллаха, Господа вашего (подчиняйтесь Его велению и запретам). » (сура «Ат-Талак», аят 1).

В этом аяте в словах Всевышнего «согласно установленному сроку» имеется в виду, чтобы произнесение слов развода происходило после каждого раза, как у супруги завершатся месячные выделения, и ей можно будет совершать обязательные молитвы.

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл человек и сказал, что он развёлся со своей женой, объявив ей формулу развода сразу три раза. Пророк (мир ему и благословение) рассердился на него и сказал: «Ты играешь с Книгой Аллаха! Я же ведь среди вас».

Четвёртое. Необходимость соблюдения женщиной идды. Идда после развода – это период времени, в течение которого женщина после развода не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Пятое. Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод один или два раза, а затем не вернул её себе в жёны, заявив это вслух до окончания срока идды, т. е. не вернул её словами: «Я возвращаю тебя себе в жёны» или «Я возвращаю тебя» в течение срока идды, до истечения которого она не имеет права выйти замуж за другого.

Шестое. Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод трижды. Нет разницы, произнёс муж бракоразводные слова трижды сразу одновременно в одном месте или между каждым менструальным циклом жены по одному разу, или же произнёс один раз, имея намерение дать троекратный окончательный развод. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока не вступит в законный брак с другим мужчиной и между ними не произойдёт половое сношение. А если по какому-либо случаю они разведутся, то после этого, соблюдая все условия, такие как завершение времени идды, совершение нового никяха и выплаты махра и т. д., прежний муж может взять её снова в жёны.

Об этом Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа (и между ними произойдёт близость), а если тот (за которого она выйдет замуж) даст ей развод, то нет греха над ними (имеется в виду на ней и на её первом муже), что они вернутся друг к другу (т. е. к супружеской жизни), если оба они думают выполнять установления Аллаха. Таковы установления Аллаха, которые разъясняет Он для людей знающих» (сура «Аль-Бакара», аят 230).

Таким образом, Творец сделал жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод, до тех пор, пока она не побывает замужем за другим.

Это вызвано тем, что в первые годы Ислама жёнам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

И Всевышний Аллах ниспослал следующий аят (смысл): «Развод (после которого можно вернуть жену) допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях (без вреда по отношению к ней), либо отпустить её по-доброму…» (сура «Аль-Бакара», аят 229).

Тем самым Всевышний ограничил число разводов, что оградило женщин от произвола их мужей, т. к. мужья будут знать, что если он и в третий раз произнесёт бракоразводные слова, то он уже не имеет права вернуть её себе в жёны, пока она не выждет время идды после его развода, потом выйдет за другого, вступит с ним в половую близость, и, если они по какому-либо случаю разведутся, она опять выждет время идды после второго мужа, и только потом она становится ему дозволенной для женитьбы на ней ещё раз.

Если при совершении брачного договора (никях) перед человеком, за которого она выходит замуж после развода с первым мужем, поставить условие и сказать: «Когда ты совершишь с ней половой акт, ты с ней разведёшься» или «…она после этого не твоя жена», то такое условие делает этот никях недействительным.

Но если при заключении брачного договора условия о разводе не оговариваются, то такой никях считается действительным, даже если они разведутся сразу после половой близости, но это нежелательно. Следует знать, что после первого и второго произнесения слова «талак» жена имеет право на содержание и обеспечение жильём со стороны мужа в течение периода идды.

Если после первого или второго произнесения слов талака до истечения времени идды муж не вернул её себе в жёны, как сказано выше, то они могут вновь соединиться (без необходимости выйти ей замуж за другого), обновив весь процесс никяха, соблюдая все его первоначальные условия. Это возможно, если при разводе будет произноситься слово «талак» (т. е. бракоразводные слова) только один или два раза вместе или отдельно и при этом супруг, произнеся слова талака один или два раза, не подразумевает под этим троекратный развод (талак). Если же супруг произнесёт слово «талак» три раза или же, произнеся его один раз, будет иметь намерение на троекратный развод, то брак полностью расторгается. После этого, согласно Шариату, супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой. Однако они вправе в будущем снова создать семью при наличии вышеупомянутых условий.

Примечание. Любая семья, которая окажется в доразводной или послеразводной ситуации, должна проконсультироваться у алимов и имамов, разбирающихся в этих вопросах, и, ещё раз взвесив, решить, стоит ли прибегать к такому серьёзному средству, как развод.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector