0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Освобождение от обязанностей опекуна

Статья 39 ГК РФ. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

Новая редакция Ст. 39 ГК РФ

1. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенных опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

2. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

3. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Комментарий к Ст. 39 ГК РФ

По основаниям, указанным в рассматриваемой статье, орган опеки обязан или может освободить опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, а при ненадлежащем, недобросовестном отношении последнего к своим обязанностям — отстранить опекуна или попечителя.

Другой комментарий к Ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет основания освобождения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Такими основаниями являются: возвращение подопечного родителям (например, в случаях восстановления родителей в родительских правах, их освобождения из мест лишения свободы и т.д.), его усыновление, помещение в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты или другое аналогичное учреждение, а также личная просьба опекуна или попечителя. В каждом конкретном случае вопрос должен решаться исходя из интересов ребенка. Например, возвращение отсутствующего родителя, лишенного родительских прав, не всегда благо и не должно служить основанием для прекращения опеки или попечительства. В соответствии с Семейным кодексом родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ст. 63), но родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей (ст. 65). С учетом этого орган опеки и попечительства в отдельных случаях может отказать в прекращении опеки или попечительства, если придет к выводу, что это будет противоречить интересам ребенка.

Освобождение опекуна или попечителя от выполнения опекунских обязанностей возможно по его личной просьбе, если орган опеки и попечительства признает, что эта просьба вызвана уважительными причинами. Это может быть болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным, а также изменение семейного положения, новая работа, которую трудно совмещать с обязанностями опекуна (попечителя), частые и длительные командировки и др. Освобождение опекуна (попечителя) производится на основании постановления главы местной администрации при наличии заключения соответствующего отдела, осуществляющего контроль за деятельностью опекуна (попечителя).

2. Помимо освобождения опекуна (попечителя) от выполнения его обязанностей в силу субъективных или уважительных причин комментируемая статья предусматривает возможность отстранения от опекунских (попечительских) обязанностей. Основанием для отстранения являются виновные действия, а именно ненадлежащее выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей. В качестве таковых Закон называет использование опеки и попечительства в корыстных целях (например, занятие жилой площади подопечного, незаконное использование его имущества и др.), оставление подопечного без надзора и необходимой помощи. В этих случаях орган опеки и попечительства не только принимает решение об отстранении лица, злоупотребляющего опекунскими обязанностями, но и обязан принять меры для привлечения виновного к ответственности, в том числе и уголовной.

Отстранение опекуна (попечителя) от исполнения его обязанностей лишает этих лиц в дальнейшем согласно ст. ст. 127, 146, 153 СК права быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями несовершеннолетних.

Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

1. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенных опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

2. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

3. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Комментарий к статье 39 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена прекращению опеки (попечительства) в связи с переходом к другой форме устройства несовершеннолетнего или к опеке (попечительству) по закону (п. 1), а также прекращению функций конкретного опекуна (попечителя) (п. п. 2, 3). Правило абз. 1 п. 1 ст. 39 касается опеки (попечительства) несовершеннолетних. Возвращение несовершеннолетнего подопечного его родителям (например, при восстановлении их в родительских правах — ст. 72 СК) или его усыновление (гл. 19 СК) имеют перед опекой (попечительством) юридический приоритет (п. 1 ст. 124 СК), а потому отменяют опеку (попечительство), а опекуны (попечители) освобождаются от исполнения обязанностей. Одновременное наличие родительского попечения (усыновление) и опеки (попечительства) исключено, а потому опека (попечительство) прекращается во всяком случае.

Иное дело, если подопечный помещается под надзор в образовательную, медицинскую организацию, организацию социальных услуг или иную организацию, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом случае уже нет надобности в опекуне (попечителе), а потому они и не назначаются, а соответствующие функции выполняют названные организации (п. 4 ст. 35 ГК), однако если опекун (попечитель) уже был назначен, он освобождается от исполнения своих обязанностей во всех случаях, кроме тех, когда это противоречит интересам подопечного (абз. 2 п. 1 ст. 39). Возможность сохранения после помещения подопечного в указанные организации ранее назначенного опекуна (попечителя), сама по себе являющаяся исключением, вместе с тем не отменяет императивное правило п. 4 ст. 35 ГК. Подопечный в этом случае будет иметь двух опекунов (попечителей) — обычного (гражданина) и по закону (юридическое лицо), что соответствует п. п. 6 — 9 ст. 10 Закона об опеке. Временное пребывание подопечного в такой организации не прекращает прав и обязанностей его опекуна (попечителя) (п. 4 ст. 11, п. 6 ст. 15 Закона об опеке).

Читать еще:  Опека над пожилым человеком

2. Закон исходит из принципа свободного принятия гражданином обязанностей по опеке (попечительству) и свободного отказа от этих обязанностей. Поскольку опекуны (попечители) назначаются только с их согласия (п. 3 ст. 35 ГК), они могут быть освобождены от исполнения их обязанностей по их просьбе и независимо от причины такой просьбы (абз. 1 п. 2 ст. 39 ГК, ст. 5, п. 3 ст. 29 Закона об опеке). Приемные родители, исполняющие обязанности опекунов (попечителей) на основании договора о приемной семье, вправе отказаться от исполнения такого договора при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и др. — абз. 1 п. 2 ст. 153.2 СК). В то же время согласно абз. 2 п. 2 ст. 39 ГК и п. 4 ст. 29 Закона об опеке опекуны (попечители) могут быть освобождены от исполнения их обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства. Их освобождение может быть окончательным или временным, а инициатива должна основываться на имеющихся противоречиях между интересами подопечного и опекуна (попечителя).

3. В п. 3 ст. 39 речь идет уже не об освобождении, а об отстранении опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей. Данная санкция применяется за совершенное опекуном (попечителем) правонарушение: а) ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей; б) нарушение прав и законных интересов подопечного, в том числе осуществление опеки (попечительства) в корыстных целях или оставление подопечного без надзора и необходимой помощи; в) существенное нарушение установленных законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом (п. 5 ст. 29 Закона об опеке). Орган опеки и попечительства вправе инициировать вопрос о привлечении опекуна (попечителя) к ответственности (ст. 26 Закона об опеке, ст. 5.35 КоАП, ст. 156 УК).

Освобождение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга

Общее описание

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления, ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем обязанностей, при помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое, при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.).

Опекуны и попечители освобождаются от исполнения своих обязанностей в соответствии с постановлением органа местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт‑Петербурга (далее — орган местного самоуправления) по месту их регистрации в течение 15 дней со дня подачи заявления.

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Результат предоставления услуги

  1. Издание постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей.
  2. Информирование заявителя о принятом органом местного самоуправления решении об освобождении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей.

Срок предоставления услуги

  1. Решение об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей принимается в течение пятнадцати дней со дня подачи опекуном заявления об освобождении от исполнения им своих обязанностей.
  2. В случае направления органом местного самоуправления межведомственных запросов и получения ответов на них срок предоставления государственной услуги может быть увеличен в соответствии с действующим законодательством.

Стоимость

Заявители

Граждане, являющиеся опекунами и попечителями.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в органы местного самоуправления по месту регистрации.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. По истечению 15 дней с момента обращения получает постановление об освобождении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей по форме.

Основанием для приостановления и (или) отказа в предоставлении государственной услуги — отсутствие сведений, подтверждающих право предоставления государственной услуги, в документах.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист органа местного самоуправления, ответственный за прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. Консультирует заявителя о порядке оформления заявления и проверяет правильность его оформления:
    • по просьбе заявителя, не способного по состоянию здоровья либо в силу иных причин собственноручно оформить заявление, оформляет заявление, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  4. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов.
  5. Ксерокопирует документы (в случае необходимости), заверяет копии документов. Копии заверяются подписью лица, ответственного за прием документов, с указанием его должности, фамилии и инициалов, а также даты заверения копии.
  6. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  7. Передает комплект документов заявителя для принятия решения специалисту органа местного самоуправления, ответственному за подготовку постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей.

II. Издание постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за издание постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей:

  1. Проводит проверку сведений, содержащихся в комплекте документов.
  2. По результатам рассмотрения готовит проект постановления по форме об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей, в случае отсутствия правовых оснований для издания постановления готовит разъяснения (письмо), в котором указываются причины, по которым постановление не может быть издано и порядок обжалования (далее — разъяснение).
  3. Передает проект постановления (соответствующего разъяснения), согласованный с руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления (при наличии в органе местного самоуправления соответствующего структурного подразделения), главе органа местного самоуправления на утверждение.

Глава органа местного самоуправления:

  1. Изучает разъяснение.
  2. В случае одобрения — подписывает разъяснения.
  3. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанные разъяснения на доработку и исправление специалисту органа местного самоуправления.
  4. Изучает проект постановления.
  5. В случае одобрения — подписывает постановление.
  6. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанный проект постановления на доработку и исправление специалисту органа местного самоуправления.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за подготовку постановления:

  1. Направляет соответствующее постановление в адрес заявителя (либо вручает заявителю).
  2. Фиксирует отправку в адрес заявителя (либо получение заявителем) постановления в соответствующем журнале.
  3. Направляет соответствующее разъяснение в адрес заявителя (либо вручает заявителю).
  4. Фиксирует отправку в адрес заявителя (либо получение заявителем) разъяснения в соответствующем журнале.

Документы

Документы, представляемые заявителем

Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя*.

* В качестве документа, удостоверяющего личность, предъявляются:

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • непредставление необходимых документов;
  • отсутствие в заявлении обязательной к указанию информации;
  • представление заявителем документов, содержащих исправления, серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание, отсутствие обратного адреса, отсутствие подписи, печати и др.

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

Другие организации, участвующие в предоставлении услуги

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Читать еще:  Оформление опекунства над инвалидом

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы). Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:

191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;

телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:

191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;

Статья 39. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

1. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного .

2. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

3. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Комментарий к статье 39 Гражданского Кодекса РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определены основания, при наличии которых опекуны (попечители) освобождаются от своих обязанностей.

Основаниями для освобождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних являются:

восстановление у родителей возможности самостоятельно их воспитывать, защищать их права и интересы (восстановление в родительских правах, отмена их ограничения, выздоровление родителей, освобождение из мест лишения свободы и т.д.);

Читать еще:  Опека на возмездной основе что это

усыновление (удочерение) несовершеннолетнего;

помещение несовершеннолетнего в воспитательное или другое учреждение на полное государственное обеспечение.

Указанные обстоятельства не являются безусловными основаниями для освобождения опекуна (попечителя). В каждом случае вопрос решается исходя из интересов подопечного. Так, при усыновлении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), требуется согласие его опекуна (попечителя). При отказе опекуна (попечителя) суд, руководствуясь интересами ребенка, вправе вынести решение о его усыновлении без согласия опекуна (попечителя) или отказать в усыновлении (ст. 131 Семейного кодекса). Временное помещение ребенка в воспитательное, лечебное или иное государственное детское учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка (ст. 147 Семейного кодекса). Требование лица, восстановленного в родительских правах, о возврате ему ребенка подлежит удовлетворению судом только в случае, если это соответствует интересам ребенка (ст. 72 Семейного кодекса).

Основанием для освобождения опекуна недееспособного совершеннолетнего лица может послужить его помещение в лечебное учреждение или в учреждение социальной защиты населения.

2. Опекун (попечитель) может быть освобожден от выполнения обязанностей по опеке (попечительству) и по его личной просьбе, мотивированной уважительной причиной. Исчерпывающего перечня таких причин закон не содержит. Они определяются с учетом конкретных обстоятельств и интересов подопечного. Кроме перечисленных в п. 2 комментируемой статьи к уважительным причинам могут быть отнесены: изменение семейного положения, состава семьи, новая работа, которую трудно совмещать с обязанностями опекуна (попечителя), частое и продолжительное служебное отсутствие, отдаленность места жительства и др.

Если причины, по которым опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей, не являются (не могут быть признаны) уважительными, это может послужить основанием для отстранения опекуна (вместо его освобождения), но отношения по опеке (попечительству) все равно прекращаются, поскольку их уже нельзя считать нормальными.

3. Для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения обязанностей достаточно объективных обстоятельств, определенных пп. 1 и 2 комментируемой статьи. Наличия его вины для принятия этой меры не требуется. Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей, предусмотренное п. 3, является, по существу, санкцией за виновное поведение и влечет целый ряд неблагоприятных последствий. Так, эти лица в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями несовершеннолетних (ст. 127, 146, 153 Семейного кодекса). Опекуны (попечители) отстраняются, если они: уклонялись от выполнения обязанностей; злоупотребляли своими правами; использовали свои полномочия по опеке (попечительству) в корыстных целях; оставляли подопечных без надзора и необходимой помощи.

Вынося решение об отстранении опекуна (попечителя), орган опеки и попечительства принимает меры к возмещению причиненного подопечному вреда (ст. 1022 ГК). В случае, когда подопечный оставлен без надзора и необходимой помощи и его жизнь и здоровье находятся в опасности, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 125 УК.

Другой комментарий к статье 39 ГК РФ

1. Утрата родительского попечения не всегда носит постоянный характер. Если отпадут обстоятельства, мешавшие родителям выполнять свой долг по отношению к детям (окончание курса длительного лечения, возвращение из мест лишения свободы, восстановление судом в родительских правах и т.д.), возникает проблема освобождения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей. Содержащееся в п. 1 комментируемой статьи правило не следует понимать буквально, поскольку далеко не всегда возвращение несовершеннолетнего к родителям в его интересах. Не исключается возникновение при этом спора между родителем и опекуном (попечителем), не желающим почему-либо отказаться от своего подопечного. Если есть сомнение, что возврат ребенка родителям не в его интересах, а опекун (попечитель) к тому же противится освобождению от принятых на себя обязательств, органам опеки и попечительства следует рекомендовать родителю, настаивающему на личном воспитании своих детей, обратиться в суд с иском о возврате ребенка, подростка. При удовлетворении иска органы опеки и попечительства обязаны вынести постановление об освобождении опекуна или попечителя от своих обязанностей.

Усыновление подопечного опекуном или попечителем — достаточно распространенное явление. Чаще всего оно наступает, когда чувства опекуна (попечителя) проверены временем, его глубокая привязанность к подопечному очевидна и он хочет приобрести статус родителя. В таких случаях происходит правовое оформление уже сложившихся отношений в соответствии со ст. 130 СК. Согласия родителей на усыновление здесь, как правило, не требуется. Исключение составляют случаи установления опеки или попечительства на время. На усыновление подопечного другими лицами, как правило, требуется согласие его опекуна (попечителя).

Усыновление подопечного служит основанием для вынесения органами опеки и попечительства постановления об освобождении опекуна (попечителя). Если он после этого не возвращает ребенка родителям (усыновителям), последние вправе предъявить иск о возврате им несовершеннолетнего.

При назначении опеки (попечительства) на время (например, на год или до окончания срока командировки, лечения) опекун или попечитель освобождается от своих обязанностей при наступлении (по прошествии) указанного срока. Выносить постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не обязательно. Если срок четко не определен, то для прекращения существующих правоотношений необходимо постановление органов опеки и попечительства.

По целому ряду причин (болезнь, инвалидность подопечного, необходимость содержания его под постоянным медицинским контролем и т.п.) подопечный может быть помещен в одно из государственных учреждений (воспитательное, лечебное, социальной защиты и др.). Если подобного рода устройство носит временный характер, опекун или попечитель не освобождается от своих обязанностей. При устройстве на полное государственное попечение и навсегда неизбежно освобождение опекуна и попечителя. Но и здесь по смыслу п. 1 комментируемой статьи это возможно, если не нарушаются интересы подопечного.

2. Эффективность опеки и попечительства во многом зависит от желания (нежелания) опекуна (попечителя) выполнять принятые на себя обязательства. Однако беспричинно отказаться от их выполнения закон не разрешает. Но если причины уважительные, то заставлять опекуна, попечителя выполнять свой долг, как правило, не в интересах подопечного. Исчерпывающий перечень причин, дающих опекуну (попечителю) право на освобождение от исполнения его обязанностей, предусмотрен п. 2 комментируемой статьи. В их числе могут быть: изменение семейного положения опекуна (попечителя), нежелание второго супруга терпеть возникающие в семье трудности, потеря работы опекуном (попечителем) и другие серьезные экономические трудности у самого опекуна (попечителя) и членов его семьи, неумение справиться с проблемами подопечного, наличие более подходящего претендента на роль опекуна (попечителя). Подобного рода причины служат основанием для освобождения опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей только по его просьбе. Когда же взамен никого другого найти не представляется возможным, целесообразно, чтобы органы опеки и попечительства помогли опекуну (попечителю) преодолеть возникшие у него трудности, чтобы не оставить подопечного беззащитным.

3. Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей следует отличать от отстранения. В этом случае полностью прекращаются правоотношения, связывающие опекуна (попечителя) и его подопечного. Отстранение не зависит от волеизъявления опекуна (попечителя), его намерений и планов. Может быть отстранен тот, кто использует опеку или попечительство в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи. Подобного рода противоправное поведение опекуна особенно опасно для полностью беспомощных подопечных (малолетних детей, тяжело больных). Серьезно пострадать без надзора и поддержки могут и граждане, находящиеся на попечительстве, например при шантаже и вымогательстве со стороны социально опасных лиц. В перечисленных случаях после вынесения постановления органами опеки и попечительства об отстранении опекуна (попечителя) все имеющиеся материалы направляются прокурору.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector