0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опека гражданский кодекс рф

Статья 31. Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Комментарий к статье 31 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья, посвященная общим вопросам опеки и попечительства, называет цели их установления (п. 1), функции опекунов и попечителей (п. 2), условия установления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (п. 3), взаимодействие источников правового регулирования (п. 4). До принятия ГК опеку и попечительство регулировало семейное законодательство, сегодня их регулируют: а) правила международных договоров РФ; б) ГК (ст. ст. 32 — 41); в) Закон об опеке и иные принятые в соответствии с ним акты Российской Федерации; г) СК (гл. 20) и иные акты, содержащие нормы семейного права; д) законы субъектов РФ. Правила международных договоров приоритетны над национальным законодательством (ст. 7 ГК, ст. 6 СК, п. 5 ст. 3 Закона об опеке). О роли ГК в регулировании опеки и попечительства см. ст. 3 ГК. Закон об опеке субсидиарно дополняет ГК: его положения и принятые в соответствии с ним акты Российской Федерации применяются при регулировании вопросов опеки и попечительства в части, не урегулированной ГК (п. 4 ст. 31). Поскольку принятие Закона об опеке не предусмотрено ГК, он не является законом, принятым в соответствии с ГК (а значит, и не входит в состав гражданского законодательства в смысле п. п. 1 и 2 ст. 3 ГК). Семейное законодательство регулирует опеку и попечительство только в отношении несовершеннолетних подопечных, к тому же в отличие от гражданского законодательства оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ср. подп. «о» ст. 71 и подп. «к» п. 1 ст. 72 Конституции). О роли законов субъектов РФ при регулировании опеки и попечительства (в том числе в отношении несовершеннолетних) см. п. 3 ст. 3 Закона об опеке.

2. Опека и попечительство — юридические формы устройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан в целях обеспечения защиты их прав и интересов, а в соответствующих случаях — и их воспитания. Статья 2 Закона об опеке связывает недееспособность подопечного только со ст. 29 ГК, а неполную дееспособность — со ст. ст. 26, 28, 30 ГК, однако к недееспособным подопечным следовало бы отнести граждан, недееспособных по возрасту и по состоянию здоровья (см. коммент. к ст. ст. 28, 29, 32 ГК), а к не полностью дееспособным — граждан, обладающих частичной и ограниченной дееспособностью (см. коммент. к ст. ст. 26, 30, 33 ГК). Опека и попечительство устанавливаются в отношении разных категорий лиц (ср. п. 1 ст. 32 и п. 1 ст. 33 ГК, подп. 1 и 2 ст. 2 Закона об опеке), что исключает их пересечение и сосуществование в отношении одного и того же лица. У каждого нуждающегося в опеке (попечительстве) гражданина может быть только один опекун (попечитель), одно и то же лицо может быть опекуном (попечителем) только одного гражданина, однако оба эти требования диспозитивны. При необходимости немедленного назначения опекуна (попечителя) опека (попечительство) могут быть предварительными (п. п. 6 — 10 ст. 10, ст. 12 Закона об опеке). ГК формулирует три вида правил об опеке и попечительстве, касающихся всех подопечных (ст. ст. 32, 37, 38 ГК), а также совершеннолетних подопечных и лиц, приобретших полную дееспособность до наступления совершеннолетия согласно п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК (ст. ст. 29, 30, п. 2 ст. 34, п. 5 ст. 36, п. 1 ст. 40 ГК), и несовершеннолетних подопечных. В последнем случае опека и попечительство: а) помимо всего прочего преследуют цель воспитания и обучения подопечных (п. 1 ст. 31, абз. 2 п. 3 ст. 36 ГК); б) регулируются не только гражданским, но и семейным законодательством (п. 1 ст. 31); в) устанавливаются и прекращаются по специальным основаниям (п. 3 ст. 31, абз. 1 п. 1 ст. 39, п. п. 2, 3 ст. 40 ГК); г) подчиняются другим специальным правилам (см. абз. 2 п. 2 ст. 33, абз. 1 п. 2 ст. 36 ГК).

Опека (попечительство) в отношении несовершеннолетних устанавливается в случаях, когда они остались без родительского попечения, т.е. если имеют место: а) отсутствие (смерть) родителей; б) лишение их родительских прав или ограничение в них; в) отсутствие усыновителей; г) иные случаи отсутствия родительского попечения, а также его неэффективность или нецелесообразность (например, признание родителей недееспособными, болезнь или длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания или защиты прав и интересов несовершеннолетних, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию) (п. 3 ст. 31 ГК, п. 1 ст. 121 СК). Опека (попечительство) может устанавливаться по совместному заявлению родителей о назначении их ребенку опекуна (попечителя) с указанием конкретного лица на тот период, когда сами они по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности; установление попечительства в отношении несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, возможно по его заявлению с указанием в качестве попечителя конкретного лица (п. п. 1, 3 ст. 13 Закона об опеке). Установление опеки возможно в отношении детей, родители которых — лица моложе 16 лет; вплоть до достижения последними 16 лет и совместно с ними назначенный опекун осуществляет воспитание ребенка, а возникающие при этом разногласия разрешает орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 62 СК) (ср. с п. 2 ст. 29 Закона об опеке).

3. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах без специального полномочия. Смысл п. 2 ст. 31 неоднозначен. Совместное толкование правил п. 2 ст. 31, п. 2 ст. 32, п. 3 ст. 36 ГК и подп. 1 ст. 2 Закона об опеке позволяет сделать вывод, что опекуны — законные представители подопечных в материальном и в процессуальном праве. Попечители же согласно п. 2 ст. 31 — только процессуальные представители подопечных, в свою очередь, правила п. 2 ст. 33 (ср. абз. 2 и 3), ст. 36 (ср. п. п. 3 и 4) ГК и подп. 2 ст. 2 Закона об опеке и вовсе ограничивают данный вывод только попечителями несовершеннолетних.

Статья 31. Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством .
2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации .

Читать еще:  Опекунство над психически больным человеком

Комментарий к статье 31 Гражданского Кодекса РФ

1. Опека и попечительство — это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми они установлены).

Институт опеки и попечительства (ст. 31 — 41 ГК) впервые введен в гражданское законодательство. Ранее эти нормы содержались в КоБС. Однако данный институт всегда считался комплексным, включающим нормы гражданского, семейного и административного права.

ГК регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей) (ст. 31 — 33), органы опеки и попечительства (ст. 34), назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей (ст. 35, 39), исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей (ст. 35 — 37), доверительное управление имуществом подопечных (ст. 38), прекращение опеки и попечительства (ст. 40).

В пределах, установленных комментируемой статьей, нормы, определяющие права и обязанности опекунов и попечителей по воспитанию подопечных детей, включены в Семейный кодекс (ст. 145 — 150). В соответствии со ст. 145 Семейного кодекса опека или попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается «в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов». Правами и обязанностями опекунов и попечителей наделяются приемные родители (ст. 153 Семейного кодекса). Приемная семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключаемого органами опеки и попечительства с супругами или отдельными гражданами (приемными родителями). Положение о приемной семье утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.07.96 N 829 (СЗ РФ, 1996, N 31, ст. 3721).

2. Комментируемая статья определяет основные цели института опеки и попечительства — защита прав и интересов граждан, которые по возрасту или состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в особых мерах правовой помощи и содействия, а также специальные цели — применительно к несовершеннолетним (гражданам, не достигшим 18 лет), которые остались без попечения родителей.

К таким несовершеннолетним закон относит детей-сирот, у которых умерли оба или единственный родитель; детей, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:

отсутствием родителей или лишением либо ограничением их в родительских правах;

признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными;

нахождением их в лечебных учреждениях;

отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей;

уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (п. 3 ст. 31 ГК, п. 1 ст. 121 Семейного кодекса, ст. 1 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — СЗ РФ, 1996, N 52, ст. 5880).

3. Представительство опекунов (попечителей) в защиту прав и интересов их подопечных вытекает из сущности данных отношений по опеке и попечительству и поэтому не требует выдачи доверенности или иного специального уполномочия. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных. Так, согласно ст. 37 ГПК права, свободы и законные интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители (естественные опекуны (попечители) несовершеннолетних), опекуны или попечители, которые представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Таким документом для опекунов (попечителей) является опекунское удостоверение, а при его отсутствии — решение органа опеки и попечительства о назначении данного лица опекуном (попечителем).

Другой комментарий к статье 31 ГК РФ

1. С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) — еще и способ их устройства на воспитание в семью.

Опекуны и попечители как воспитатели обладают следующими правами и обязанностями: воспитывать подопечного, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении, профессиональной подготовке. Они вправе самостоятельно избирать формы и способы воспитания переданных им на воспитание детей. При этом, естественно, надлежит учитывать рекомендации органов опеки и попечительства, а также мнение детей, которые способны его выразить. Опекун и попечитель имеют также право выбора формы образования своего подопечного и обязаны обеспечить возможность его получения. По своему существу права и обязанности опекунов и попечителей не отличаются от родительских. Однако при жизни родителей, не утративших свои права (и обязанности) по суду, опекун или попечитель полностью заменяют родителей. А родители вправе лишь общаться со своими детьми, находящимися на опеке (попечительстве), при условии, что такое общение не приносит вреда несовершеннолетнему.

2. Опекуны и попечители, будучи единственными представителями интересов своего подопечного, могут (и должны) обращаться в любую организацию, если это необходимо для защиты подопечного. Опекун или попечитель вправе обращаться за защитой прав и интересов подопечного в органы милиции, прокуратуры, суд. В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун и попечитель вправе требовать по суду возврата детей, находящихся у них на опеке или попечительстве.

3. На опеку и попечительство передаются две категории детей. Во-первых, дети, потерявшие родителей (умерли, признаны умершими, безвестно отсутствующими, лишены родительских прав), во-вторых, дети — так называемые социальные сироты. Для утраты ими родительского попечения характерно неисполнение обязанностей по удовлетворению жизненно необходимых потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.) по причинам как объективного, так и субъективного порядка. К первым следует отнести хронический алкоголизм родителей, их тяжкое душевное заболевание, инвалидность, длительное пребывание на излечении, нахождение в местах лишения свободы, в длительной командировке или экспедиции и т.п. Во всех перечисленных случаях родители, как правило, не могут выполнять свой долг по отношению к своим детям. Другое дело, когда они этого делать не хотят, уклоняются от выполнения своих обязанностей, отказываются от своего ребенка в родильном доме, больнице, забывают о своих детях, так как бродяжничают, не хотят работать, имеют другую семью, которая поглощает все их внимание, и т.п. Чаще всего утрата родителей, попечения с их стороны объясняется совокупностью перечисленных причин (мать умерла — отец в заключении, отец бродяжничает — мать лишена родительских прав и т.д.). В действительности осиротевших детей среди подопечных немного — около 5%. Утрата родительского попечения — факт, имеющий юридическое значение. Он порождает беззащитность несовершеннолетнего гражданина, а соответственно, и необходимость принятия мер по его защите. Одной из них и будет передача на опеку или попечительство. Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка и оформляется в виде акта, который подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего.

Статья 31. Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Читать еще:  Отказ от опекунства несовершеннолетнего

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 31 ГК РФ

1. Комментируемая статья не содержит определения понятий «опека» и «попечительство». В соответствии со ст. 2 Закона об опеке опекой признается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

В свою очередь, попечительство — это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Природа опеки и попечительства определена как устройство гражданина, под которым следует понимать закрепление органами государственного управления (или местного самоуправления) за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(-ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе лица. Опека и попечительство являются разновидностями социальной заботы наряду с патронажем, усыновлением и иными явлениями социальной и правовой действительности.

2. Опека или попечительство назначаются недееспособным (гражданам, признанным судом недееспособными по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК), а также не полностью дееспособным лицам. К последним относятся несовершеннолетние граждане и граждане, ограниченные судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

Недееспособным может быть признан в судебном порядке гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека.

Ограничен судом в дееспособности может быть гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Ему назначается попечитель.

В соответствии с п. 3 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство в отношении несовершеннолетних лиц устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Кроме того, в соответствии со ст. 62 СК РФ опекун может быть назначен ребенку несовершеннолетних родителей.

3. В комментируемой статье установлено соотношение норм, регулирующих отношения по опеке и попечительству.

Отношения, связанные с опекой и попечительством, регулируются ГК РФ, Законом об опеке и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приоритет среди всех нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, имеет ГК РФ.

Особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними урегулированы СК РФ и принимаемыми в соответствии с ним актами семейного законодательства.

Кроме того, допускается принятие законов субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Закона об опеке). При этом необходимо иметь в виду, что законы субъектов Федерации, регулирующие отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, могут быть приняты в двух случаях:

1) по вопросам, прямо отнесенным к ведению субъектов Федерации Законом об опеке. Такие случаи названы в ст. ст. 7, 8, 14, 16, 26, 27, 31 Закона;

2) по вопросам, непосредственно не урегулированным Законом об опеке. Так, например, законом субъекта Федерации могут быть определены порядок и формы так называемого психолого-педагогического сопровождения семей, принявших детей под опеку или попечительство по договору (приемных семей, патронатных семей).

Однако в законах субъектов Российской Федерации не могут присутствовать нормы гражданского права, поскольку ст. 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к исключительной компетенции Российской Федерации. В частности, субъекты Федерации не вправе своими законодательными актами регулировать права и обязанности, ответственность сторон по договору о приемной или патронатной семье (опека по договору, «платная» опека).

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона об опеке нормы, которые содержатся в законах субъектов Федерации и регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, не должны противоречить Закону об опеке.

4. Пункт 4 ст. 31 ГК РФ фактически предусматривает существование особого института законодательства — законодательства об опеке и попечительстве. К числу отношений, входящих в предмет законодательства об опеке и попечительстве, Законом об опеке отнесены следующие:

1) отношения по установлению опеки и попечительства, возникающие с того момента, когда выявлено в предусмотренном законом порядке нуждающееся в опеке или попечительстве лицо и принято решение о передаче его именно под опеку (попечительство), а не, например, о помещении под надзор специализированной организации (детского дома, психиатрического учреждения и пр.).

К этой группе относятся предшествующие установлению опеки отношения, которые заключаются в отборе лиц, желающих принять обязанности по опеке (попечительству), и установлении соответствия этих граждан требованиям, предъявляемым законом. На данном этапе орган опеки и попечительства обязан в кратчайшие сроки подобрать кандидатуру опекуна или попечителя, а также проверить обстоятельства, которые могут помешать осуществлению опеки (попечительства) кандидатом в опекуны.

Кроме того, в эту группу входят и отношения по непосредственному установлению опеки (попечительства), складывающиеся между органом опеки и попечительства и конкретным лицом, изъявившим желание стать опекуном (попечителем). Кандидат в опекуны (попечители) обращается к органу опеки и попечительства с заявлением либо получает от него предложение стать опекуном (попечителем). Завершаются эти отношения назначением опекуна (попечителя);

2) отношения по осуществлению опеки и попечительства. Данные отношения длятся с момента установления опеки и попечительства до момента их прекращения. В них участвуют органы опеки и попечительства, опекуны (попечители), доверительные управляющие имуществом подопечных, а в отдельных случаях и сами подопечные. Отношения по осуществлению опеки и попечительства — центральные в предмете института. Они состоят в выполнении опекунами (попечителями) возложенных на них обязанностей, а также в надзоре органа опеки и попечительства за деятельностью опекунов (попечителей);

3) отношения, связанные с прекращением опеки и попечительства. В целях максимальной охраны интересов подопечного в институте опеки и попечительства присутствуют также нормы об основаниях, порядке и последствиях прекращения опеки (попечительства). Поскольку данная форма устройства граждан является временной, закон четко закрепляет причины, по которым она прекратится.

К этой группе отношений относятся также и случаи, когда действиями или бездействием опекуна (попечителя) либо органа опеки и попечительства личности или имуществу подопечного причинен вред. Нормы об ответственности за вред, причиненный подопечному, тоже относятся к институту опеки и попечительства, поскольку тесно связаны с осуществлением опеки, надлежащим исполнением обязанными лицами и органами возложенных на них обязанностей.

5. Комментируемая статья очерчивает наиболее важные задачи опеки и попечительства. Более подробно они определены в Законе об опеке. Задачи института предопределены назначением опеки и попечительства как индивидуальных форм устройства граждан. Центральная из них — защита прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством. Все действия, предпринимаемые как опекуном или попечителем, так и органами опеки и попечительства и другими органами, организациями и лицами, должны быть направлены на обеспечение прав и интересов находящегося под опекой или попечительством гражданина. Этой задачей обусловлено содержание комплекса прав и обязанностей опекунов и попечителей, органов опеки и попечительства, ею предопределены и нормы об ответственности указанных субъектов.

Читать еще:  Обязанности опекуна над недееспособным

Столь же важной является задача обеспечения своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства. Эта задача носит организационный характер, и ее осуществление требует усилий органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку недостатки в психической деятельности лица или малолетство, как правило, не позволяют гражданину самому обратиться за помощью и попросить организовать его устройство.

Обеспечить своевременное выявление недееспособных или не полностью дееспособных граждан весьма нелегко в условиях, когда законодательством практически не предусмотрена ответственность граждан и должностных лиц за неоказание лицам, нуждающимся в установлении опеки, необходимой помощи. Статья 5.36 КоАП позволяет привлекать к ответственности руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в случаях, когда перечисленные субъекты располагают сведениями о несовершеннолетнем, нуждающемся в устройстве в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако другие субъекты, располагающие сведениями об оставленном без надзора ребенке или гражданине, страдающем психическим расстройством, к подобной ответственности за несообщение сведений в орган опеки и попечительства привлечены быть не могут.

Обеспечение достойного уровня жизни подопечных представляет собой организацию мер, направленных на удовлетворение бытовых потребностей подопечного лица: в жилье, пище, одежде, медицинском уходе и пр., — как основы его нормальной жизнедеятельности. По общему правилу опекуны и попечители обеспечивают содержание подопечных за счет самих подопечных, однако большинство недееспособных или не полностью дееспособных лиц не имеют достаточных средств к существованию. В связи с этим деятельность органов государственной власти должна быть направлена на выявление потребностей подопечных и обеспечение их удовлетворения. При этом необходимо помнить, что важную роль в обеспечении достойного уровня жизни подопечных могут сыграть различные формы благотворительной деятельности.

В настоящее время специальные виды пособий в связи с пребыванием под опекой или попечительством предусмотрены исключительно для несовершеннолетних подопечных. В соответствии со ст. 148 СК РФ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Закона об опеке. Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном ст. 37 ГК РФ.

Таким образом, дети, находящиеся под опекой или попечительством, а также воспитывающиеся в приемной или патронатной семье, имеют право на вышеназванное пособие.

В иных случаях государственная поддержка лиц, находящихся под опекой или попечительством, может осуществляться на основании Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

Обеспечение государственной поддержки исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий — особенно актуальная задача. В настоящий период число лиц, нуждающихся в устройстве, значительно превышает число граждан, имеющих возможность осуществлять социальную заботу. Меры государственной поддержки должны быть разнообразны, а выбор конкретной меры по отношению к тому или иному лицу должен носить индивидуальный характер и зависеть от интересов, которые руководят лицом при осуществлении опеки. Безусловно, при безвозмездном осуществлении опеки (попечительства) в большей степени должны применяться положительные правовые последствия как имущественного, так и неимущественного характера. Такое поощрение может иметь и значение стимула для установления опеки (попечительства).

Обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности обозначены в Законе об опеке как одна из основных задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.

Представляется, что эта задача поставлена на будущее, так как ее выполнение состоит во всемерной поддержке не только опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства, но и всех иных лиц, органов и организаций, которые своей деятельностью способствуют сокращению числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также защите прав и интересов всех категорий подопечных.

Статья 31 ГК РФ. Опека и попечительство (действующая редакция)

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 31 ГК РФ

1. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления опеки и попечительства, являются: ГК РФ, СК РФ, ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов:

— недееспособных граждан — граждан, признанных судом недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК РФ;

— не полностью дееспособных граждан — несовершеннолетних граждан (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных ст. ст. 21 и 27 ГК РФ) или граждан, ограниченных судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

2. Согласно ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. При этом:

— опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет;

— попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи определены конкретные случаи, когда возможно установление опеки и попечительства над несовершеннолетними:

— при отсутствии у несовершеннолетних родителей или усыновителей;

— при лишении судом родителей несовершеннолетних родительских прав;

— в случае, если несовершеннолетние остались по иным причинам без родительского попечения (например, когда родители уклоняются от их воспитания или защиты их прав и интересов).

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Кроме того, назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

Права и обязанности опекуна или попечителя возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

4. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных, поэтому они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Так, например, в силу ст. 52 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде следующие категории лиц:

— иные лица, которым это право предоставлено ФЗ.

Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым. Они также могут поручить ведение дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector