1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Об опеке и попечительстве федеральный закон

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
«Об опеке и попечительстве»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г., 29 мая 2019 г.

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

24 апреля 2008 года

Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 апреля 2008 г. N 94, в «Парламентской газете» от 7 мая 2008 г. N 31-32, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 5 статьи 6, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон об опеке и попечительстве

На территории РФ отношения, складывающиеся в процессе установления опекунов или попечителей, регулирует ФЗ об опеке и попечительстве.

Задача документа

Федеральный закон об опеке и попечительстве N48 начал действовать с 2008 года.

Основная задача документа — регулирование правоотношений, возникающих, когда устанавливается, осуществляется или прекращается опека с попечительством.

Актом закреплены следующие принципы:

  • Возможность самостоятельного принятия обязанностей, возникающих в связи с принятием статуса опекуна, попечителя на основании личного заявления, а также возможность отказа от принятых обязанностей.
  • Организация контроля над этой сферой взаимоотношений.
  • Защита лиц, помещенных под опеку.

ВНИМАНИЕ! Нормативный документ закрепляет статус социального уполномоченного органа, процедуру его деятельности и определяет задачи и полномочия.

Также документ устанавливает статус граждан, являющихся опекунами, попечителями, регламентирует процедуру использования имущества, принадлежащего опекаемым. Устанавливает меры наказания, которые могут быть применены к лицам, являющимся субъектами данных правоотношений.

В нормативном акте закреплены задачи, поставленные перед органами опеки и попечительства.

Среди них законодатель выделяет следующие:

  • Реализация мер, направленных на защиту интересов лиц, нуждающихся в опеке.
  • Реализация мер, направленных на защиту интересов уже опекаемых лиц.
  • Осуществление контроля над деятельностью лиц, являющихся опекунами. А также попечителями и организациями, в которые помещаются лица, являющиеся недееспособными или ограниченно дееспособными.
  • Контроль за сохранением имущества опекаемых. А также лиц, находящихся в организациях, предоставляющих социальные услуги. Контроль за использованием этого имущества.

ВАЖНО! Закон допускает возложение региональными актами иных полномочий на социальные государственные органы.

Возлагаемые полномочия

Нормативным документом установлен перечень полномочий, используемых социальными органами для реализации поставленных задач.

  • Проведение работ по выявлению, ведению учета лиц, которых следует поместить под опеку.
  • Обращение в судебные органы с требованиями об ограничении в дееспособности или признании лица ее лишенным. При выявлении оснований, позволяющих восстановить человека в дееспособности, орган должен обращаться в судебную инстанцию с заявлением.
  • Реализация процедуры помещения лица под опеку.
  • Контроль за деятельностью опекунов, попечителей и социальных организаций, в которые помещены опекаемые.
  • Проведение процедуры освобождения опекунов от возложенных на них обязанностей.
  • Предоставление разрешений на проведение сделок в интересах опекаемых.
  • Осуществление представления интересов лиц, не достигших совершеннолетия, а также недееспособных в случаях, когда действия законных представителей нарушают права и интересы последних.
  • Выдача разрешений для осуществления раздельного проживания лиц, не являющихся совершеннолетними, с официальными представителями.
  • Организация подбора, подготовки и учета желающих получить соответствующий статус, а также тех, кто выявил намерение принять детей, являющихся сиротами или оставшимися без родительского попечения.
  • Организация проверок условий проживания, осуществление мер по сохранению и управлению имуществом подопечных, а также организация проверок исполнения своих прав и обязанностей опекунами.
  • Организация помощи лицам, являющимся опекунами или попечителями несовершеннолетних в реализации защиты прав последних.
Читать еще:  Обязан ли опекун проживать вместе с недееспособным

В их полномочия также входит информирование решивших получить статус опекуна или попечителя граждан, а также выразивших желание принять на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения о процедуре получения статуса. О формах устройства детей в семью, осуществление помощи в процессе подготовки документов этими лицами также возлагается на органы соцопеки.

Закон об опекунстве

Одной из основных задач Федерального закона об опеке и попечительстве регулировать процедуру реализации попечения и опекунства.

Закон позволяет брать под опеку:

  • Детей, которые признаны сиротами , оставшимися без родительского попечения.
  • Взрослых, являющиеся недееспособными или ограниченными в дееспособности.

К лицам, претендующим на статус опекунов, закон предъявляет следующие требования:

  • Дееспособность.
  • Достижение совершеннолетия.

Не рассматриваются кандидаты, которые:

  • Ранее были лишены на основании судебных решений родительских прав;
  • Ранее были судимы за преступления, совершенные умышленно против жизни и здоровья.

Над детьми

Семейное законодательство, а также нормы Федерального законодательства об опеке и попечительстве допускают их установление над детьми .

Опекаемыми могут стать дети, родители которых:

  • Являются умершими.
  • Ограничены или лишены прав в отношении детей на основании вступившего в юридическую силу решения суда.
  • Признаны на основании судебного акта безвестно отсутствующими.
  • Получили статус недееспособных на основании судебного акта, вступившего в силу.
  • Создают условия, не отвечающие требованиям безопасности проживания или развития ребенка.
  • Не могут осуществлять родительские обязанности по причине болезни.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В случае достижения ребенком возраста 10 лет, при назначении опекуна органы должны учитывать его мнение.

Над пожилым человеком

Зачастую необходимость установления опеки или попечения над пожилым лицом связана с невозможностью последнего понимать значение своих действий и их последствия.

  • имеют психические отклонения;
  • не могут самостоятельно ухаживать за собой в связи с расстройством здоровья.

В случае когда пожилой гражданин достиг 80 лет, то опекун имеет право дополнительно получать отчисления из ФСС, соблюдая при этом следующие условия:

  • Лицо должно быть в трудоспособном возрасте.
  • Лицо не должно быть трудоустроено.

СПРАВКА! Период ухода за престарелым лицом будет впоследствии засчитан в трудовой стаж.

Над недееспособным

Недееспособным может быть признано лицо только на основании судебного решения. После вступления документа в силу, он в срок не более 3 дней поступает в социальный орган. Далее в течение 30 дней этот человек должен быть помещен под опекунство.

Опекуном недееспособного может быть только совершеннолетний и полностью дееспособный. Прежде чем назначить, уполномоченный социальный орган осуществляет проверку жилищных условий, запрашивает сведения о его личности и доходах.

Порядок оформления

Зачастую процедура установления над лицом опеки или попечительства занимает продолжительное количество времени.

Можно выделить несколько этапов:

  • Кандидат обращается в социальный государственный орган с заявлением о рассмотрении его кандидатуры. В заявлении необходимо указать персональную информацию о лице, данные о месте жительства, список документов, прилагаемых к заявлению.
  • После подачи бумаг орган рассматривает представленные сведения. По окончании изучения информации, руководитель социального органа принимает решение о том, может ли лицо стать опекуном или попечителем, которое оформляется актом. В этом документе указывается срок, в течение которого кандидатом будут осуществляться полномочия.

ВНИМАНИЕ! Допускается передача обязанностей по договору опеки или попечительства.

Если такой документ есть, деятельность опекающего совершается на возмездной основе. В качестве платы перечисляются средства от доходов опекаемого либо средства регионального, местного бюджета.

Перечень документов

ФЗ об опеке и попечительстве установлен следующий перечень документов, являющихся обязательными:

  • Заявление, заполненное заинтересованным лицом.
  • Характеристика от работодателя, с места проживания.
  • Справка от работодателя о занимаемой должности, уровне его дохода.
  • Справка о составе семьи кандидата.
  • В случае зарегистрированного брака, согласие супруга.
  • Медицинский документ об отсутствии заболеваний, не дающих выполнять необходимые действия, форма N542 .
  • Справка с данными лицевого счета.

Также потребуются документы о недвижимом жилом имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Отличие опеки от попечительства

Несмотря на то что термины опека и попечительство близкие по смыслу, тождественными они не являются.

Опекуны назначаются недееспособным, а также детям, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста. Опекун содержит их, помогает реализовывать права, предоставляемые государством, и выступает защитником интересов. Дополнительно обладает возможностью осуществлять крупные сделки от лица опекаемого, однако законность такой сделки обязательно проверяется социальным уполномоченным органом.

Попечители могут назначаться детям, которые уже достигли 14 лет, но не обрели полную дееспособность и лицам, являющимся ограниченно дееспособными. При исполнении переданных ему обязанностей, он следит за тем, чтобы опекаемые лица пользовались правами в полном объеме. Крупные сделки опекаемые заключают только при наличии согласия попечителя, мелкие могут от собственного имени.

48 ФЗ об опеке и попечительстве в Российской Федерации

Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.

Суть 48 ФЗ

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи. Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами. Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.
Читать еще:  Опека гк рф

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Текст действующей редакции закона

Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.

Скачать Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» можно по ссылке.

Закон об опеке и попечительстве

Опека и попечительство являются формами устройства лиц, которые в силу возраста или состояния здоровья не могут самостоятельно реализовывать свои права, полноценно исполнять обязанности и заботится о себе. Основным нормативным актом, который регулирует вопросы такого характера, является Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в последней редакции. В нем содержатся все основные понятия. Также указанный нормативный правовой акт определяет порядок установления статуса опекуна и попечителя, их права и обязанности, а также полномочия государственных инстанций.

Принятие закона

Закон об опекунстве был принят Государственной думой РФ 11 апреля 2008 года. Это было необходимо сделать по многим причинам. Безусловно, что опека и попечительство, как формы устройства, упоминаются в других нормативных актах. К ним относятся Гражданский и Семейный кодексы РФ. Но в них информация довольно сжата. Не раскрыты многие понятия, которые имеют отношение к процедурам. Также порядок реализации указан в довольно сжатой форме. Федеральный закон № 48 позволил решить такие проблемы. Он не только дал определения основным понятиям, но также конкретизировал порядок установления соответствующих статусов.

Сфера действия

ФЗ № 48 распространяется на все действия, связанные над установлением статуса опекуна или попечителя в отношении лиц, которые частично или полностью лишены дееспособности. Нормы законодательного акта распространяются и на организации, в которые помещены подопечные. Это могут быть как медицинские, так и образовательные учреждения.

Деятельность органов опеки

Данный нормативный правовой акт регулирует и деятельность органов опеки. Законом они отнесены к местной власти каждого региона и субъекта страны. Для каждой такой инстанции разрабатывается свой внутренний нормативный акт, который определяет круг её полномочий. Всю свою деятельность органы опеки осуществляют при взаимодействии с другими государственными организациям – судом, полицией, здравоохранением, местной администрацией. Деятельность таких организаций определяется рядом задач.

  1. Обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных лиц либо тех, кто нуждается в этом.
  2. Надзор и контроль за действиями людей, на которых возложены опекунские и попечительские функции, а также за сохранностью вверенного имущества.

На органы опеки может возлагаться и исполнение других задач, если это необходимо в интересах подопечных лиц.

Полномочия

Конкретный перечень полномочий организаций попечительства отражен в статье 8 Федерального закона № 48.

  1. Установление лиц, которые нуждаются в посторонней заботе и присмотре.
  2. Направление искового материала в суд об ограничении или полной отмене дееспособности, а также аннулирования такого статуса.
  3. Назначение опекуна или попечителя, контроль их деятельности, а также отстранение указанных лиц от исполнения обязанностей.
  4. Представление законных интересов детей.
  5. Выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и подопечных.
  6. Заключение договоров доверительного управления имуществом.
  7. Подбор, учет и обучение кандидатов на опеку.
  8. Проверка условий проживания.
  9. Предоставление опекунам и попечителям необходимой информации.
  10. Выдача разрешения на совершение сделок с имуществом подопечного.
  11. Оказание помощи в реализации и защите прав подопечных.
Читать еще:  Опека над недееспособным инвалидом 1 группы

Законодательством могут устанавливаться и другие полномочия. Также органами могут разрабатываться локальные нормативные акты, которые вносят некоторые изменения и дополнения.

Такие решения могут быть аннулированы в судебном порядке.

Правовой статус опекунов и попечителей

Опекуны и попечители имеют определенный правовой статус. Они очень схожи с кровными родителями. В то же время имеется ряд отличий. Те лица, которым переданы подопечные, обретают определенные права и берут на себя некоторые обязанности. Отличия заключаются в ограниченности статуса. В случае с опекой это касается возраста человека. Если ему исполнилось четырнадцать лет, то она автоматически аннулируется. Также указанные статусы теряют свою актуальность, когда дееспособность подопечного восстанавливается судом.

Порядок назначения

Процедура получения данных статусов складывается из нескольких этапов. Для начала претендент должен пройти специальное обучение в школе приемных родителей и получить соответствующий сертификат. Далее потребуется собрать определенные документы, которые будут подтверждать право человека получить один из статусов.

  1. Паспорт инициатора.
  2. Страховой номер индивидуального лицевого счета.
  3. Справка из медучреждения о состоянии здоровья заинтересованного лица. Она будет подтверждать отсутствие у претендента заболеваний, которые могут представлять опасность для подопечного.
  4. Информация из органов полиции. В ней отражаются сведения об отсутствии непогашенных или неснятых судимостях, а также фактов привлечения к уголовной ответственности, в том числе и за тяжкие преступления.
  5. Данные о размере полученного дохода за год, предшествующий обращению.
  6. Справка о регистрации по адресу проживания.
  7. Согласие других членов семьи на совместное с подопечным проживание. Это касается лиц, достигших возраста десяти лет.
  8. Автобиография претендента.
  9. Свидетельство о заключении брака. Оно необходимо, когда опеку хотят установить супруги.
  10. Копия трудовой книжки.
  11. Данные, подтверждающие наличие у кандидата жилья – договор дарения, мены, найма, купли-продажи, выписка из ЕГРН, свидетельство о праве собственности.
  12. Сертификат об окончании школы приемных родителей.
  13. Справка из санстанции о соответствии надлежащем состоянии жилья.

Также в отношении самого подопечного потребуется представить ряд документов:

  1. Копия свидетельства о рождении.
  2. Справка о состоянии здоровья.
  3. Письменное согласие самого подопечного, при условии, что ему исполнилось десять лет.
  4. Сведения о наличии имущества в собственности.
  5. Справка о регистрации по месту жительства.
  6. Письменное согласие кровных родителей, при условии, что они не лишены или не ограничены в правах. Такой документ актуален при установлении временной опеки.
  7. Справка из учреждения, где воспитывается или обучается ребенок.
  8. Судебное решение о лишении прав или ограничении в них родителей.
  9. Копия свидетельства о смерти родителей, если они ушли из жизни, либо судебное решение о признании таковыми или отсутствующими без вести.
  10. Сведения об объявлении матери и отца в розыск.
  11. Справка о нетрудоспособности родителей.

После этого необходимо оформить заявление. В нем указывается:

  1. Название органа опеки и его адрес.
  2. Данные инициатора – фамилия, имя, отчество, контактный номер.
  3. Сведения о подопечном.
  4. Ходатайство об установлении одного из указанных статусов.
  5. Состав семьи претендента.
  6. Перечень собранных данных.
  7. Дата и подпись инициатора.

Собранная информация и заявление должны быть переданы в органы опеки. Заинтересованное лицо может сделать это самостоятельно, по почте, через интернет или МФЦ. После поступления материалов уполномоченная инстанция проверяет их полноту и достоверность, а затем комиссионно обследует условия проживания претендента. При принятии решения учитывается ряд факторов. Это личные качества человека, его моральная и нравственная устойчивость, готовность взять на себя обязанности и добросовестно их исполнять, а также характер отношений с подопечным.

Результаты оформляются в виде решения. В случае положительного итога человек становится опекуном или попечителем.

Следует отметить, что законом установлены ограничения для отдельных категорий лиц, которые не могут обрести указанные статусы.

  1. Лишенные или ограниченные в родительских правах.
  2. Признанные хроническими наркоманами или алкоголиками.
  3. Отстраненные от исполнения обязанностей.
  4. Привлекавшиеся к ответственности за совершение проступка уголовного характера.
  5. Имеющие непогашенную или неснятую судимость.
  6. Не окончившие школу приемных родителей.
  7. Состоящих в однополом брачном союзе.
  8. Страдающих заболеваниями, которые могут представлять угрозу для подопечного – туберкулез, инфекционные болезни, злокачественные образования, психические расстройства.
  9. Инвалиды первой группы.

Указанные факты должны быть подтверждены документально.

Режим имущества подопечных

Подопечные имеют право собственности на свое имущество. Оно принадлежит только им. В свою очередь, лицо, которое исполняет опекунские или попечительские функции таким правом не обладает. Исключением в данном случае является общее имущество. Такое правило касается, прежде всего, родственников или членов семьи. При этом подопечные, с согласия попечителей, могут пользоваться имуществом последних.

Распоряжение имуществом

Порядок распоряжения имуществом подопечных установлен Гражданским кодексом РФ. При этом порядок реализации такой процедуры для опекуна и попечителя отличается. Первый выполняет все действия самостоятельно, второй дает свое разрешение. Правила касаются любых материальных ценностей и объектов – денежных средств, недвижимости, вещей, бытовой техники, автотранспорта. Допускается заключение договоров кредитования и займа, если это необходимо для содержания подопечного или ему приобретения жилья.

Ответственность за нарушение

Ответственность лиц, которые осуществляют указанные функции зависит от вида и размера причиненного ущерба. Прежде всего, к виновному могут быть применены гражданско-правовые меры воздействия. Они выражаются в обязательстве возместить причиненный ущерб, в том числе и моральный. В таких случаях ответственность наступает в рамках совершенных сделок. Это может быть связано с ненадлежащим исполнением возложенных обязанностей. Если имело место психическое или физическое насилие, а также незаконное завладение имуществом может наступить как уголовная, так и административная ответственность.

К органам опеки также могут быть применены меры воздействия. Это связано в основном с ущербом, который был причинен в результате действия или бездействия должностных лиц.

Прекращение опеки и попечительства

К основаниям для отмены опеки и попечительства отнесены:

  1. Смерть кого-либо из участников сделки.
  2. Истечения срока, на который статус был установлен.
  3. Освобождение от исполнения обязанностей.
  4. Восстановление дееспособности подопечного.
  5. Достижение ребенком возраста четырнадцати или восемнадцати лет. В первом случае это правило касается опекунства, во втором – попечительства.
  6. Вступление подопечного в брачно-семейный союз. Это относится к попечительству.

Также органы опеки вправе отстранить от исполнения обязанностей в случаях:

  1. Ненадлежащего исполнения взятых обязательств.
  2. Нарушение прав и законных интересов подопечного.
  3. Выявления фактов неисполнения требований действующего законодательства.

Отстраненный от обязанностей человек должен в течение трех фактических суток представить в уполномоченную инстанцию отчет о своей деятельности. В случае обнаружения в действиях лица состава административного или уголовного проступка, материалы должны быть переданы в правоохранительные структуры для проведения дальнейшего разбирательства.

Государственная поддержка

Лицам с указанными статусами оказывается различная поддержка не только на местном, но и на федеральном уровне. Она выражается, прежде всего, в выплате пособий для содержания подопечных, а также вознаграждения за исполнение обязанностей. Денежные средства чаще всего зачисляются на личный счет человека. При этом сумма пособия расходуется на нужды подопечного, а свое денежное вознаграждение попечитель тратит по личному усмотрению. При этом виды государственной поддержки законом не ограничены. На уровне субъектов Федерации могут устанавливаться другие виды материальных компенсаций, в том числе и денежных выплат.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×